Церковь Петра и Павла На Новой Басманной

83

(Новая Басманная улица, 11). Построена в 1705—28 (или 1708—23), сменив деревянный храм, сооружённый на этом месте (в Капитанской слободе, заселённой офицерами полков новой регулярной армии) в 1695. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 о запрещении каменного строительства в Москве. Завершено под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745—46 по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня. Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам.

Поднятое на высоком подклете (здесь находится тёплая церковь Николая Чудотворца), окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик с зауженными диагональными гранями перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени поновления здания в середине XIX в.

Тогда же нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней. Колокольня — одно из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние — колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, энергично раскрепованные антаблементы с развитыми белокаменными карнизами. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию.

В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа XVIII—XIX вв., выполненные на темы Апокалипсиса. В переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине XVIII в. Для церкви Спаса на Большой Спасской улице (не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966. Церковь была закрыта в 1934—94. Частичная реставрация проведена в 1960-х гг.П.Н. Шармин..

Значения в других словарях
Церковь Николая Чудотворца На Студенце

(Таганская улица, 20а). Построена в 1672—73 или в 1699—1702 в центре Семёновской слободы, располагавшейся вблизи Таганских ворот Земляного города. Несимметричная композиция здания, состоящая из двухсветного пятиглавого четверика собственно храма (главный престол иконы Казанской Богоматери) с трёхчастной апсидой и трапезной (с 1756 престол Трёх Святителей) с северным Никольским приделом, соответствует традициям посадского строительства Москвы XVII в. Никольский придел, трактованный как самостояте..

Церковь Николая Чудотворца На Трёх Горах

(в Новом Ваганькове) (Нововаганьковский переулок, 9). Построена во второй половине XIX — начале XX вв. (в три этапа), сохранив, по-видимому, фрагменты стен предшествующей церкви, сооружённой в 1762—85. Перестройка церкви началась в 1860, когда она получила новую двухпридельную трапезную (престолы Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского) и 3-ярусную колокольню. Около 1892 трапезную расширили, а приделы перенесли в самостоятельные помещения, выстроенные по сторонам собственно храма. В 1900—02 по п..

Церковь Петра и Павла у Яузских Ворот

(на Кулишках, у Старых конюшен, в малой Ктурицкой певчей) (Петропавловский переулок, 4). Построена в 1700—02 на месте кирпичного храма, известного с 1629. Композиция здания состоит из храма с трёхчастной апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни с ризницей. Главный престол освящён во имя Знамения Богоматери, престолы в приделах трапезной — во имя Петра и Павла и Казанской Богоматери. Характерный для стиля московского барокко храм представляет собой восьмерик на двухсветном четверике, заверш..

Церковь Пимена в Новых Воротниках

(Нововоротниковский переулок, 3). Построена в 1696—1702, сменив деревянный храм, сооружённый в 1658. Первоначально состояла из собственно храма типа восьмерик на четверике (главный престол Троицы) с апсидой, трапезной с южным приделом (престол Пимена) и колокольни. В 1760—70-х гг. Трапезная была значительно расширена, а между 1796 и 1811 увеличена северным приделом (престол иконы Владимирской Богоматери). Тогда же, вероятно, вместо прежней колокольни была возведена новая, перестроенная во второй..

Дополнительный поиск Церковь Петра и Павла На Новой Басманной Церковь Петра и Павла На Новой Басманной

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковь Петра и Павла На Новой Басманной" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковь Петра и Павла На Новой Басманной, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 40 символа