Щусев Алексей Викторович

209

(1873, Кишинёв — 1949, Москва), архитектор, теоретик и историк архитектуры, педагог, реставратор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). Учился в петербургской Академии художеств (1891—97) у Л.И. Бенуа и И.Е. Репина. С 1910 академик архитектуры. С 1913 в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—18), Вхутемасе (1918—24), Московском архитектурном институте (1948). В 1919—29 председатель Московского архитектурного общества, в 1926—29 директор Третьяковской галереи, в 1932—37 главный архитектор 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. Организатор и первый директор Музея русской архитектуры (ныне Музей архитектуры имени Щусева). Первые значительные постройки Щусева выполнены в неорусском стиле и отличаются разнообразием, живописной выразительностью облика (Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал).

В проектах 1910-х гг. Обратился к формам неоклассицизма (Коммерческий институт на улице Зацепе, 1914). Активно участвовал в разработке плана «Новая Москва», был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922—23). В 20-х гг. Отказался в большинстве построек от использования исторических стилей. В здании клуба имени Октябрьской революции на Комсомольской площади (1925. Ныне Центральный дом культуры железнодорожников) ради достижения художественного единства с ансамблем Казанского вокзала сохранены лишь общие фактурно-цветовые принципы — использованы кирпич и белый камень в отделке стены, основное же внимание уделено техническому совершенствованию конструкций. Многие здания и проекты этого периода выполнены в духе конструктивизма, отличаются выразительной динамикой и пропорциональной соразмерностью форм.

Конкурсные проекты Дворца труда в Охотном ряду (1922—23), Центрального телеграфа на Тверской улице (1926), здание Механического института на Триумфальной площади (1930—34). Особое место в творчестве Щусева занимает Мавзолей В.И. Ленина (1924, в дереве. 1929—34, в камне). В 30-х гг. Активно выступал за освоение архитектурного наследия и использовал его, сообразуясь с особенностями и масштабами техники железобетонного строительства, сочетал обобщённую монументальность форм многоэтажного здания с тщательной проработкой деталей архитектурного декора и отделки. Гостиница «Москва», жилые дома в Брюсовом переулке (1933—36), на Большой Калужской улице (1938—39), здание НКВД на Лубянской площади (1940—47). Разрабатывал многочисленные проекты, предусматривавшие художественную целостность восприятия городской среды.

Перепланировка Ленинградского шоссе (1933—34), реконструкция Охотного ряда, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади (1934), проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, осуществлённый частично в 1934—35, планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей (1939—40), проект планировки и застройки Лубянской площади (1944—45). Выстроил ряд мостов, которым придавал градостроительное значение (Большой Каменный мост, Москворецкий мост, Чугунный мост через Обводной канал, 1935—37). С 1938 возглавлял архитектурную мастерскую «Академпроект», создал масштабные проекты комплекса Академии наук в Черёмушках (1935), главного здания АН на Крымской набережной (1947), возвёл Институт генетики на Калужском шоссе (1938—39).

В 1946—47 руководил проектированием ряда однотипных научно-исследовательских институтов (в том числе Института органической химии, Физического института, Института металлургии, выстроенных в 1951 на Калужском шоссе). Спроектировал перронный зал станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии (1945—49. Выстроена в 1952 В.Д. Кокориным при участии художника П.Д. Корина). Своими постройками и проектами Щусев оказал значительное влияние на формирование облика Москвы, был одним из инициаторов строительства высотных зданий. Автор свыше 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем, в том числе застройки Москвы. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие — архитектор Е.Г. Розанова, скульптор С.Т. Конёнков).

В 1949—92 именем Щусева называлась улица (Гранатный переулок), где в 1980 установлен бюст зодчего (архитектор Б.И. Тхор, скульптор И.М. Рукавишников). На доме, где в 1939—49 жил Щусев (Большая Калужская улица, ныне Ленинский проспект, 13), — мемориальная доска.Литература. Афанасьев К.Н., А.В. Щусев, М., 1978. Журавлёв А.М., А. Щусев, в сборнике. Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988..

Значения в других словарях
Щуко Владимир Алексеевич

(1878, Тамбов — 1939, Москва), архитектор, живописец, сценограф, скульптор. Обучался в мастерской Л.Н. Бенуа (1896—1904) на архитектурном отделении петербургской Академии художеств, где занимался также изобразительным искусством и исследованием памятников древнерусской архитектуры. В петербургских работах Щуко 1907—11 сказалось влияние стиля модерн и художественных установок объединения «Мир искусства». В 1923 построил в Москве здание иностранного отдела на ВСХВ (совместно с В.Г. Гельфрейхом, св..

Щуровский Григорий Ефимович

(1803, Москва — 1884, там же), натуралист, основатель московской геологической школы, популяризатор науки, действительный статский советник. Фамилию Щуровский, производную от фамилии московского купца Щурова, пожертвовавшего деньги на его воспитание (настоящая фамилия родителей неизвестна), получил в Воспитательном доме. В 1822 за счёт Опекунского совета принят на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1826. На формирование личности Щуровского большое влияние оказали л..

"Эйнем"

Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений, одно из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы. Основан в 1867 небогатым немецким торговцем из Вюртемберга Ф.К. Эйнемом, приехавшим в Москву в 1850. Он начинал своё дело на Арбате с небольшой кондитерской лавки, разбогател на поставках сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны 1853—56. Капитала оказалось достаточно для строительства фабрики и открытия магазинов. После смерти Эйнема фабрика перешла в соб..

"Экспромт"

(улица Макаренко, 2), детский музыкальный театр. Организован в 1990 народной артисткой РСФСР Л.И. Ивановой (художественный руководитель театра), Ж.Г. Тертерян (главный режиссёр) и Ю.А. Архиповым (директор) на базе факультета актёров музыкального театра ГИТИСа. С декабря 1993 государственный театр. Дирижёр М.В. Гуткин, балетмейстер И.В. Левакова. В репертуаре. Произведения для детей и юношества отечественной и зарубежной классики в оригинальной сценической редакции — «Снегурочка» (по опере Н.А. Р..

Дополнительный поиск Щусев Алексей Викторович Щусев Алексей Викторович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щусев Алексей Викторович" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щусев Алексей Викторович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 24 символа