Эйзенштейн Сергей Михайлович

195

(1898, Рига — 1948, Москва), режиссёр, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусстведения (1939). С 1920 в Москве, работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссёрских мастерских. В 1921—22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Первая самостоятельная работа — спектакль «Мудрец» по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) — агитобозрение с элементами цирка и мюзик-холла. С 1924 в кино. Поставил фильмы. «Стачка» (1925), «Броненосец "Потёмкин"» (1925), «Октябрь» (1927. Совместно с Г.В. Александровым), «Александр Невский» (1938). Этапом в развитии исторического фильма стала кинотрагедия «Иван Грозный» (первая серия — 1945, вторая серия — выпуск 1958) и др.

Драматическая напряжённость повествования и психологическая разработка характеров персонажей, обобщённый стиль актёрской игры, монументальность изобразительных решений, синтез выразительных возможностей разных искусств в полифонической структуре фильма сделали фильм одной из вершин мирового кино. В 1940 поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре. С 1932 преподавал во ВГИКе (с 1937 профессор). Разработанный им метод режиссёрского практикума заложил основы преподавания кинорежиссуры. Работал над теоретическими исследованиями проблем кино. Уже после смерти Эйзенштейна были выставлены и опубликованы его рисунки, обнаружившие в нём талант незаурядного графика. Государственная премия СССР (1941, 1946).

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Эйзенштейна в 1968 названа улица (улица Сергея Эйзенштейна, бывший 4-й Сельскохозяйственный проезд) в районе проспекта Мира. На доме, где в 1920—34 жил Эйзенштей (Чистопрудный бульвар, 23), — мемориальная доска. В 1966 был создан Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна (Музей-квартира, Смоленская улица, 10), библиотека и личные вещи которого были завещаны государству П.И. Аташевой, вдовой режиссёра.Сочинения. Избранные произведения, т. 1—6, М., 1964—71..

Значения в других словарях
"Эрмитаж"

Ресторан и гостиница, основанные французским кулинаром Л. Оливье (отсюда второе название — ресторан Оливье) и московским купцом Я.А. Пеговым. С 1864 находился на углу Неглинной улицы и Петровского бульвара (д. 29/14, перестроен для ресторана архитектором М.Н. Чичаговым). В дальнейшем гостиница занимала и соседний дом по бульвару. В апреле 1879 москвичи чествовали в «Эрмитаже» И.С. Тургенева. В 1902 труппа МХТ и М. Горький отмечали здесь премьеру спектакля «На дне». Традиционно в «Эрмитаже» студе..

Эйдельман Натан Яковлевич

(1930, Москва — 1989, Москва), историк и писатель. Сын журналиста, учился в школе № 110 по Мерзляковскому переулку. В 1952 окончил исторический факультет МГУ. В детстве и юности жил в Старопесковском переулке, 3/1. Начал печататься в 1960, проявляя особый интерес к общественным и культурным движениям России XVIII—XIX вв. Автор книг. «Герценовский "Колокол"» (1963), «Тайные корреспонденты "Полярной звезды"» (1966), «Лунин» (1970), «Герцен против самодержавия» (1973), «Пушкин и декабристы» (1979),..

Эккерт Фердинанд Фердинандович

(1865, Прага — 1941, Москва), валторнист, дирижёр, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В 1882 окончил Пражскую консерваторию по классу валторны и литавр. Солист симфонических оркестров Берлина, Дрездена, Цюриха, Праги. После гастролей в 1885 остался в России. В 1886—87 солист оркестра оперы И. Прянишникова, в 1892—95 солист симфонического оркестра под управлением В. Главача, в 1895—1912 солист оркестра Большого театра, в 1915—18 дирижёр частных театров драмы и оперетт..

Эклектика

Направление в архитектуре 1830—90-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. В московской архитектуре второй половины XIX в. Наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе совершенно нового типа, таких,..

Дополнительный поиск Эйзенштейн Сергей Михайлович Эйзенштейн Сергей Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйзенштейн Сергей Михайлович" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйзенштейн Сергей Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 28 символа