Эклектика

183

Направление в архитектуре 1830—90-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. В московской архитектуре второй половины XIX в. Наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе совершенно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города).

Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид. Появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями.

Характерной особенностью застройки Москвы 1870—90-х гг. Стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893—95. Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898. Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др.).Литература. [Кириченко Е.И.], Москва. Памятники архитектуры 1830—1910 годов, М., 1977..

Значения в других словарях
Эйзенштейн Сергей Михайлович

(1898, Рига — 1948, Москва), режиссёр, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусстведения (1939). С 1920 в Москве, работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссёрских мастерских. В 1921—22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Первая самостоятельная работа — спектакль «Мудрец» по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) — агитобозрение с..

Эккерт Фердинанд Фердинандович

(1865, Прага — 1941, Москва), валторнист, дирижёр, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В 1882 окончил Пражскую консерваторию по классу валторны и литавр. Солист симфонических оркестров Берлина, Дрездена, Цюриха, Праги. После гастролей в 1885 остался в России. В 1886—87 солист оркестра оперы И. Прянишникова, в 1892—95 солист симфонического оркестра под управлением В. Главача, в 1895—1912 солист оркестра Большого театра, в 1915—18 дирижёр частных театров драмы и оперетт..

Экспедиция Кремлёвского Строения

Государственное учреждение, которое ведало строительством в Кремле. Была образована в 1768. Её фактическим руководителем был В.И. Баженов, составивший проект реконструкции Кремля и постройки дворца. Для строительства этого дворца в Кремле были разобраны здания приказов, часть южной стены и башни, выходившие на берег Москвы-реки. В Москве был открыт ряд кирпичных заводов, подчинённых Кремлёвской экспедиции, ей были переданы белокаменные карьеры в селе Мячково и Люберцах. В 1775 строительство двор..

Электрозаводская Улица

(до 1929 Лаврентьевская и Генеральная улицы), между Большой Семёновской и Преображенской улицами. Название — от Электрозавода имени В.В. Куйбышева, находящегося на этой улице. Возникла в конце XVII — начале XVIII вв. Вдоль дороги от села Рубцово-Покровское в село Преображенское, заселялась жителями солдатских слобод Семёновского и Преображенского полков. Одно из прежних названий — от Генеральной канцелярии Петра I в Преображенском, другое — от фамилии домовладельца начала XIX в. Лаврентьева. В X..

Дополнительный поиск Эклектика Эклектика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эклектика" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эклектика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 9 символа