Анекдот
Наиболее витальный жанр городско-го устного народного творчества, представляющий со-бой мини-новеллу юмористического характера. При внешней непритязательности А. Выполняет целый ряд важных функций. Коммуникативную (вовремя расска-занный и удачный А. Позволяет устанавливать, оптими-зировать и закреплять коммуникативный контакт). Пси-хотерапевтическую (А. Позволяет в юмористической форме говорить об Ужасном, т.е. Безболезненно пере-водить из сферы "подсознательного" в сферу сознатель-ного представления, которые способны наносить субъ-екту серьезные психические травмы, см., например, различные А. Об изнасиловании). Социально высвобож-дающую (в А. Традиционно вполне могут быть задейст-вованы табуированные или, по крайней мере, небезо-пасные в других жанрах и сферах общения темы, ср.
Весьма распространенные в 1960-1980-е анекдоты о КГБ, евреях, Л.И.Брежневе и т.п.). Наконец, одной из важнейших функций А. Является игровая. Семантичес-кая структура значительного корпуса А. Предполагает обыгрывание лексической, референционной, синтакси-ческой или иллокутивной неоднозначности. А. В куль-турной ситуации постмодерна претерпевает существен-ные трансформации, в первую очередь связанные со сменой семантико-прагматических приоритетов. Так, для постмодернистских А. Характерен такой прием как подчеркнуто игровое отождествление индивидов, лока-лизованных в различных возможных мирах, ср., напри-мер. Атлантический океан в 1912 пересекает огромный корабль. Капитан собирает пассажиров, команду и объ-являет. - Дамы и господа, у меня есть две новости - одна крайне приятная, вторая крайне неприятная.
С которой мне начать. - Пожалуй, с первой, - реша-ют присутствующие. - Дамы и господа, наш корабль получил одиннадцать "Оскаров". (в данном случае ис-пользован прием совмещения-отождествления объек-тов, локализованных в реальном и виртуальном мирах подобное обыгрывание границ между действительным миром и миром текста является типичным приемом постмодернистского текстопостроения). Ср. Также сле-дующий А., построенный на неоднозначной идентифи-кации и невероятном отождествлении индивидов, ре-ально локализованных в различных пространственно-временных мирах. При этом пародийный эффект ин-тенсифицируется благодаря тому, что отождествление демонстративно основывается на таком абсолютно ус-ловном, формальном признаке, как случайное созвучие имен.
Февраль 1917. Финляндский вокзал. На броневик залезает лысый человек в кепке и обращается к со-бравшейся вокруг толпе. - Товарищи, революция. - Леннон. Леннон. Леннон. - перебивая его, ревет тол-па. - Дорогие товарищи. - взывает человек. - Лен-нон. Леннон. - продолжает толпа. - А, фиг с вами. - сдается оратор и фальцетом начинает петь. - Yesterda-a-y. Постмодернистские А. Весьма немного-численны. Их активному продуцированию препятству-ет очевидное противоречие между сверхдемократичес-ким характером жанра, с одной стороны, и весьма изы-сканным и в определенном смысле элитарно ориенти-рованным характером семантико-прагматической структуры, с другой. (См. Также Интертекстуаль-ность.) Е.Г. Задворная.
Дополнительный поиск Анекдот
На нашем сайте Вы найдете значение "Анекдот" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анекдот, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа