Мир искусства

122

1)художественное объединение. Оформилось в конце 1890 х гг. (устав утверждён в 1900) на основе кружка молодых художников, искусствоведов и любителей искусства («общество самообразования»), возглавлявшегося А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904, в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров «М. И.» входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «М. И.» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рёрих). Экспонентами «М. И.» были М.

А. Врубель, И. И. Левитан, ряд иностранных художников. Программа «М. И.» (сформулирована Дягилевым), близкая идеям французского символизма, неоромантическими тенденциям европейского искусства конца XIX — начала XX вв., носила несколько утопический характер. Признавая за художественным творчеством миссию духовного преобразования общества, члены «М. И.» утверждали принципы творческого индивидуализма, «свободного», «чистого» искусства. Выступали также с острой критикой академизма и передвижничества (признавая за последним его историческое значение). В творчестве мастеров «М. И.» получили развитие портрет, исторический и городской («сочинённый») пейзажи, историко-бытовая картина, достигла расцвета книжная и журнальная графика.

Стилистически «М. И.» был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим приверженцев «модерна». Общими для произведений членов «М. И.» были утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику с использованием мотивов рококо и ампира, изысканное сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Творчеству ряда представителей «М. И.» были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рёрих). В период Революции 1905—07 некоторые художники (Добужинский, Лансере) выступили как мастера политической сатиры. Поиски стилеобразующего начала, «целостного искусства» были наиболее полно реализованы мастерами «М.

И.» в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. Гравюра из репродукционной техники окончательно превратилась в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой), достигли расцвета книжная иллюстрация и искусство книги (Бенуа, Билибин). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников произошли существенные изменения. Они отмежевались от крайне левых течений, высказывались в пользу регламентации художественного творчества, активизировали театральную деятельность и пропаганду русского искусства за рубежом. В рамках свойственных членам «М. И.» исторического ретроспективизма, романтической идеализации «послепетровской» России многие художественные критики и архитекторы, связанные с объединением и журналом «Мир искусства» (Бенуа, Грабарь, Г.

К. Лукомский, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов и др.), возрождали общественный и научный интерес к «старому Петербургу», к его барочной и классицистической архитектуре. В 1917 ряд членов «М. И.» (Бенуа, Грабарь) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности. Существовал до 1924. Выставки «М. И.» проходили в Музее ЦУТРа (1900), в здании АХ (1901), залах Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на Малой Конюшенной улице (1906). 2) иллюстрированный литературно-художественный журнал объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей-символистов. Выходил в 1899—1904 (до 1901 1 раз в 2 недели, с 1901 ежемесячно). Издатель М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (редактор).

С № 10—11 за 1903 редактор также A. Н. Бенуа. «М. И.» утверждал эстетические позиции одноимённого объединения и популяризировал русское искусство XVIII — начала XIX вв. Пропагандировал образцы народного творчества, широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, переводы, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики). Среди сотрудников — Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Лев Шестов, В. В. Розанов и др. Внешний облик журнала, в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, способствовал поднятию общего художественного вкуса, развитию искусства книги. С 1903 отдел Хроника выходил отдельно под названием «Хроника журнала „Мир искусства“»..

Значения в других словарях
Минский переулок

Небольшой переулок проходит от улицы Декабристов до улицы Союза Печатников по западной границе квартала, в котором строится вторая сцена Мариинского театра. 20 августа 1739 года ему было присвоено название 3-я Солдатская улица, поскольку здесь предполагалось поселить солдат Адмиралтейского морского ведомства. По плану переулок должен был дойти до Екатерингофской улицы (ныне проспект Римского-Корсакова). План не был выполнен ни в части названия, ни в части границ. Переулок так и остался того же..

Мир божий

ежемесячный литературный, политический и научно-популярный журнал «для юношества и самообразования». Издавался в 1892—1906 (в августе 1906 приостановлен правительством. В октябре 1906 — январе 1918 выходил под названием «Современный мир»). Тираж 13—15 тыс. Экземпляров. Редакция — на Лиговской улице, 25. Издатель А. А. Давыдова, редактор В. П. Острогорский, с 1902 — Ф. Д. Батюшков. С 1890 х гг. Фактически журналом руководил А. И. Богданович. Придерживался либерального направления, был популярен..

Мира площадь

(до 1952 Сенная), на пересечении Садовой улицы (по ней нумерация домов) и Московского проспекта. Возникла в 1730 х гг., с 1740 х гг. Место торговли сеном (отсюда прежнее название, (см. Сенной рынок)), до начала XIX в. Одна из самых неблагоустроенных площадей Петербурга. В 1753—65 на площади построена церковь Успения богородицы (в просторечии «Спас на Сенной». Разобрана в 1961), в 1818—20 — здание Гауптвахты Сенного рынка, в 1820 х гг. — дом 39 (архитектор А. И. Мельников). Районы, примыкавшие ..

МИРА улица

В начале XVIII века на Городском (Петроградском) острове был построен Оружейный двор, вокруг которого разместились слободки «оружейных мастеров». Позднее здесь образовались четыре Оружейные улицы. Большая Оружейная, две Малые Оружейные и Наличная Оружейная. Впоследствии этот участок был значительно перестроен. Из четырех Оружейных до XX века сохранилась только одна, под названием Большая Ружейная, именовавшаяся просто Ружейной улицей. В 1918 году в знак миролюбивой политики молодого Советского ..

Дополнительный поиск Мир искусства Мир искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мир искусства" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мир искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа