Вторая профессия водителя

63

После танка Рено FT конструкторы, казалось бы, бесповоротно приняли систему размещения основного вооружения во вращающейся башне, но время от времени в некоторых моделях машин наблюдался как бы возврат к прошлому. Пушка устанавливалась в корпусе танка, хотя вести круговой обстрел становилось невозможным. Чем же объяснялось такое. В конце двадцатых годов по инициативе генерала Ж. Этьенна французские конструкторы приступили к разработке тяжелого танка прорыва, а он в соответствии со своим назначением нуждался в более мощном и многочисленном вооружении. Поскольку машину решили одеть в толстую броню, то в целях экономии веса отказались от размещения пушек и пулеметов в нескольких башнях. 75-мм орудие установили в лобовой части корпуса, а вспомогательное вооружение - 37-мм пушку - в легкой башне.

В результате действительно удалось защитить танк весьма солидной броней и уменьшить численность экипажа. В 1929-1930 годах фирмы FCM и «Рено» построили первые опытные машины, названные В-1, хотя выпуск их «Рено» начала только в 1935 году после длительной доработки. Много хлопот конструкторам доставила система использования основного вооружения. 75-мм орудие не имело механизма горизонтальной наводки, и, следовательно, пушку надо было наводить на цель, разворачивая машину. Из-за этого конструкторы решили установить многорадиусный механизм поворота - двойной дифференциал с гидростатическим блоком. Так водитель стал еще и наводчиком. Работа заряжающего существенно облегчалась, поэтому повысилась и скорострельность.

В-1 обладал рядом новшеств. Самозатягивающимися топливными баками, противопожарными переборками, автоматической централизованной системой смазки и гидрокомпасом. Этих танков было выпущено немного - всего 35 штук, а с 1937 года и вплоть до поражения Франции в 1940 году строились машины новой модификации В-1 bis (построено 365 штук), двигатель которых стал мощнее, а броня - более толстой, увеличился и запас хода машин. В несколько измененной башне устанавливалась 47-мм пушка. Американские конструкторы - в июне 1940 года от них потребовали срочно создать средний танк, который мог бы быть немедленно пущен в производство, - пошли аналогичным путем. За основу проектировщики взяли средний танк М2, в небольших количествах выпускавшийся с 1939 года.

В новой машине сохранили ходовую часть от М2, но вооружение стало более сильным. Впервые в американском танкостроении новую модель оснастили 75-мм пушкой, предназначенной для борьбы с укрепленными огневыми точками и бронированными целями. Существенным недостатком был малый угол ее горизонтальной наводки. Опыта размещения такого орудия в башне не было, и его поместили в корпусе в специальном спонсоне. 37-мм пушка устанавливалась в башне, а в командирской башенке - пулемет. Так появился танк «МЗ средний», он пошел в серию в январе 1941 года. Форма танка была неудачной. Броневые листы, установленные вертикально, служили плохой защитой. МЗ, громоздкий и высокий, обладал низкой проходимостью, да и ремонтировать его в полевых условиях было трудно.

Скоро эту машину заменил новый танк - М4. Всего же американские заводы до декабря 1942 года выпустили 6258 «МЗ средних» в шести модификациях, отличавшихся друг от друга маркой двигателя и способом изготовления корпуса и башни (к примеру, танки модификации МЗА1 имели литой корпус). А вот как обстояли дела у конструкторов «третьего рейха». В 1936 году немцы приняли решение создать специальный безбашенный танк для непосредственного сопровождения пехоты и подавления огневых точек противника. Машины, получившие название «штурмовых орудий», создавались на фирме «Даймлер-Бенц» на базе среднего танка T-III (выпуск их начали в 1940 году). Размещение орудия в неподвижной рубке позволяло уменьшить и массу танка, и улучшить его силуэт.

75-мм короткоствольное орудие (такое же, как на T-IV первых модификаций) имело все же небольшой угол горизонтального обстрела (по 12° в обе стороны). Водитель лишь направлял машину в сторону цели. Штурмовые орудия активно использовались в боях против французских войск в мае-июне 1940 года. Гитлеровцы оценили их достоинства и решили заказ на производство «орудий» увеличить. Позднее вооружение модернизировали. В 1942 году на этих танках установили 75-мм пушки длиной в 43, а затем в 48 калибров с бронебойными и подкалиберными снарядами. Была усилена до 80 мм и лобовая броня (вес возрос до 23,9 т). Наконец, в машине поставили пулемет для обороны в ближнем бою. Так, штурмовые орудия, по существу, превратились в противотанковые средства, хотя и сохранили свое название.

Они во всевозраставших количествах поступали на фронт. Всего же в конце войны их выпущено 10 446 штук 9 модификаций (включая 1211 штук со 105-мм гаубицей). Идея безбашенного танка вновь возродилась после второй мировой войны в Швеции. В 1958 году несколько фирм, в том числе «Бофорс» и «Ландсверк», приступили к работе над танком S (другое обозначение Strv-103). С 1966 года он начал поступать на вооружение шведской армии. Скажем прямо. Шведы удивили мир. Созданная ими машина обладала длинноствольной 105-мм пушкой и четырьмя пулеметами, которые жестко устанавливались в корпусе. Наводку на цель со своих пультов управления могли вести и водитель, и командир экипажа. Гидропневматическая система подвески позволяла менять клиренс и осуществлять наклоны танка в вертикальной плоскости для наведения оружия.

Полный поворот на машине можно совершить всего за 10 с . Благодаря жесткой установке пушки было введено автоматизированное заряжание, усилена броневая защита (без увеличения массы машины) и уменьшен экипаж (нет заряжающего). Механизм заряжания содержит 50 снарядов. Скорострельность пушки достигает 15 выстрелов в минуту. Интересно, что третий член экипажа танка сидит спиной по ходу машины и работает как второй водитель при движении назад. В передней части корпуса помещается комбинированная силовая установка. Дизель - для экономического хода и газотурбинный двигатель - для полного хода. Танк этот к тому же и плавает, используя индивидуальные складывающиеся плавсредства. В 1969 году появился модернизированный образец Strv-103В (новый ГТД на 490 л.с., лазерный дальномер, ИК-приборы).

Всего до 1971 года в Швеции выпущено около 300 таких машин.На заставке изображен шведский танк S. Боевая масса - 36 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 105-мм Пушка, четыре 7,62-мм пулемета. Броня - противоснарядная. Двигатель - дизель Роллс-Роис К-60, 240 л. С., ГТД «Вольво», 330 л.с. Скорость по шоссе - 50 км/ч, на воде - 6 км/ч.Рис. 50. Французский тяжелый танк В-1. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одно 75-мм орудие, одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони. Лоб и борт корпуса - 60 мм, башня - 56 мм. Двигатель - карбюраторный Рено, 300 л.с. Скорость по шоссе - 28 км/ч.Рис. 51. Американский средний танк МЗА2. Боевая масса - 27 т. Экипаж - 7 чел. Вооружение - одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета.

Толщина брони. Лоб корпуса - 51 мм, борт - 38 мм, башня - 57 мм. Двигатель - Континенталь R975EC2, 340 л.с. Скорость по шоссе - 42 км/ч.Рис. 52. Немецкое штурмовое орудие (модификация С). Боевая масса - 20 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одно 75-мм орудие. Толщина брони, лоб корпуса - 50 мм, борт - 30 мм. Двигатель - Майбах HL120 TRM, 300 л.с. Скорость по шоссе - 40 км/ч.Библиография.

Значения в других словарях
Всплывная сила

..

Вспомогательная силовая установка

(ВСУ), энергоузел — силовая установка на современных самолётах и вертолётах для пуска основных двигателей, питания сжатым воздухом системы кондиционирования, привода электрогенераторов и другого вспомогательного оборудования. Применение бортовых ВСУ обеспечивает независимость летательного аппарата от наземных источников питания. В полёте ВСУ может использоваться в качестве аварийного источника энергии.ВСУ представляет собой газотурбинный двигатель и выполняется по следующим основным схемам:1) ..

Вторые режимы полета

— режимы полёта самолёта при скоростях меньше наивыгоднейшей, соответствующей максимуму аэродинамического качества. На этих режимах при уменьшении скорости прямолинейного горизонтального полёта за счет увеличения угла атаки аэродинамическое качество самолёта уменьшается и равновесие тяги двигательной установки и аэродинамического сопротивления при фиксированных органах управления неустойчиво, в отличие от полёта на первых режимах (при скоростях горизонтального полёта, превышающих наивыгоднейшу..

Втулка несущего винта

— основной агрегат несущего винта. Предназначается для крепления лопастей, передачи крутящего момента от вала главного редуктора к лопастям, а также для восприятия и передачи на фюзеляж аэродинамических сил, возникающих на лопастях несущего винта. Различают следующие типы В. Н. В. Шарнирные, упругие и жёсткие.В конструкции шарнирной втулки крепление лопастей к корпусу втулки осуществляется посредством горизонтальных, вертикальных и осевых шарниров. Горизонтальные шарниры обеспечивают возможнос..

Дополнительный поиск Вторая профессия водителя Вторая профессия водителя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вторая профессия водителя" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вторая профессия водителя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 25 символа