Парусные суда

177

суда, приводимые в движение за счёт энергии ветра, приложенной к парусам. До сер. 19 в. Парусные суда были главным средством обеспечения морских торговых и иных связей между странами. Начало использования человеком паруса для передвижения по воде уходит в доисторические времена.Достоверные данные о судах прошлого относятся к 3—2-му тыс. До н. Э. Эти суда были парусно-гребными, оснащались прямоугольными парусами и управлялись рулевыми вёслами. Возможности мореплавания парусных судов были ограниченны, т. К. Прямоугольные паруса эффективны только при попутном ветре, и хотя римские и египетские пентеры имели 2–3 мачты для прямых парусов, их ходовые и маневренные качества обеспечивались гл. Обр. За счёт большого числа гребцов.

В Древней Греции торговые суда ходили под парусом, а вёсла применяли лишь для маневров в гавани. Военные суда по-прежнему использовали только вёсла. Римские торговые парусные суда уже применяли как прямой, так и косой, т. Н. Латинский парус, позволявший судну идти против ветра и маневрировать. Крупные суда имели, кроме главной мачты (грот-мачты), ещё фок-мачту (носовую) и бизань-мачту (кормовую). Широкое применение латинский парус получил в Средиземноморье к 8–9 вв. К 5 в. Появился кормовой руль, управляемый рычагом – румпелем. Параллельно развивалось и парусное судоходство в Юго-Восточной Азии. В Китае уже в 5–6 вв. Строили трёх – и четырёхмачтовые плоскодонные джонки. Так, в 1420 г. Была построена шестимачтовая джонка «Чен Хэ» водоизмещением 3150 т, длиной 164 м.В северных морях с 8 в.

Викинги использовали вёсельно-парусные ладьи с одним прямым парусом, норманны строили когги – также вёсельно-парусные суда. Парусное торговое судно 14 в. Уже имело улучшенное парусное вооружение, округлую форму корпуса, кормовой руль. На крупных судах устанавливали 3–4 мачты с прямыми парусами, мелкие суда несли латинские паруса. В 15 в. Крупнейшее грузовое судно – каракка, водоизмещением до 2000 т, было трёхмачтовым, и бизань-мачта несла латинский парус.Греческое торговое парусное судно15—19 вв. – эпоха Великих географических открытий, совершённых мореплавателями разных стран на парусных судах. Парусные суда отличались высокими мореходными качествами и могли совершать путешествия вокруг света. В 16 в. Строили пинасы – трёхмачтовые суда водоизмещением от 150 до 800 т, галионы – военные суда с относительно длинным, острым корпусом, водоизмещением до 1000 т и без высоких надстроек, что позволяло этим судам ходить круче к ветру.

В 18 в. Стала обычной постройка парусных и военных судов водоизмещением до 2000 т (линейных кораблей до 5000 т), а торговых судов – водоизмещением до 600 т. Строятся трёхмачтовые фрегаты с вооружением до 60 орудий и корветы (20–30 орудий), двухмачтовые бригантины и бомбарды (10–20 орудий), шебеки и одномачтовые тендеры.С 17 в. Подводную часть корпусов судов покрывали медными листами для защиты от обрастания водорослями и ракушками, что заметно увеличивало скорость их движения. В 1849—75 гг. В разных странах строили наиболее совершенные парусные суда – клиперы. Скорость этих судов достигала 20 и более узлов. Корпуса последних клиперов делались композитными (с металлическими балками набора). Мачты также были металлическими, а стоящий такелаж для уменьшения сопротивления воздуха делался из проволоки.Английский галионНесмотря на конкуренцию со стороны судов с паровыми машинами, парусные суда всех типов (бриги, шхуны, барки) строили вплоть до нач.

20 в. В 1910 г. В США построено самое крупное в мире деревянное парусное судно – шестимачтовая шхуна «Вайоминг» водоизмещением 8.5 тыс. Т, длиной 106.7 м, шириной 15.2 м, высотой борта 8.4 м. К 30-м гг. 20 в. Использование парусных судов в торговых и военных целях прекратилось.Современные парусные суда используются в учебных и спортивных целях, для туризма и отдыха. Часто на них дополнительно устанавливают вспомогательные двигатели внутреннего сгорания гл. Обр. Для маневрирования или передвижения при отсутствии ветра. Парусно-моторные суда – суда с двумя разными движителями, они могут эксплуатироваться как парусники, с убранными парусами или под парусами с работающим механическим движителем.Английский клиперПарусное судно несёт паруса на одной или нескольких мачтах.

Носовая мачта – фок-мачта, средние – грот-мачты, кормовая – бизань-мачта. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. Паруса различают по форме и месту крепления. По форме паруса делятся на прямоугольные, трапециевидные и треугольные. Они могут крепиться верхним краем на рее (балке, подвешиваемой на мачте параллельно палубе или наклонно), одной из сторон на мачте, одной из сторон – на канате. Прямые паруса ставят поперёк судна и косые (треугольные) – вдоль судна. Косые паруса делятся на латинские, гафельные, кливера и стаксели. Латинские паруса, кливера и стаксели имеют треугольную форму, гафельные паруса – форму трапеции. При одинаковом числе мачт парусные суда различают в зависимости от типа парусов и характера их расположения на мачтах.В кон.

20 в. Появились высокоэффективные паруса новых конструкций для использования на транспортных судах. Управление такими парусами автоматизировано. Созданы проекты судов в трёх вариантах. Моторные со вспомогательным парусом, моторно-парусные, парусные со вспомогательным двигателем. Опыт эксплуатации судов с такими парусами подтверждает целесообразность их применения..

Значения в других словарях
Пароход

самоходное судно, на котором в качестве главной энергетической установки служит паровая машина. Появление парохода было обусловлено изобретением паровой машины и судового движителя непрерывного действия – гребного колеса. В 1736 г. Дж. Холлз (Англия) получил патент на паровое судно с кормовым гребным колесом. Первое достоверное испытание парового судна проведено в 1783 г. Ж. Эббаном на реке Сона (Франция). В 1787—90-х гг. Дж. Фитч построил и эксплуатировал на реке Делавер (США) три парохода, ко..

Парсонс

(parsons) Чарлз Алджернон (1854–1931), английский инженер и предприниматель. В 1884 г. Изобрёл многоступенчатую реактивную паровую турбину, которая сыграла значительную роль в развитии энергетики. В 1889 г. В Хитоне основал предприятие по производству паровых турбин своей системы, динамо-машин и другого электрического оборудования.. ..

Паршин Георгий Михайлович

(1916—1956) — советский лётчик-испытатель, майор, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил школу инструкторов Гражданского воздушного флота (1936). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом и командиром штурмового авиаполка. Совершил 253 боевых вылета, в воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. После войны работал в ГВФ, затем лётчиком-испытателем. Погиб при испытании самолёта. Награждён орденом..

Паскаль

(pascal) Блез (1623–1662), французский математик, физик, философ и писатель. В 16 лет написал первый математический трактат, содержавший одну из основных теорем проективной геометрии – теорему Паскаля. В 1642 г. Построил действующую модель суммирующей машины – по существу, первое в истории практически пригодное вычислительное устройство. За следующие 10 лет он изготовил ок. 50 экземпляров своей машины. Паскаль считается одним из основоположников классической гидростатики (наряду с Г. Галилеем и..

Дополнительный поиск Парусные суда Парусные суда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парусные суда" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парусные суда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа