Последние пехотные танки

86

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а «спутники пехоты» нуждались в надежной броне. Эти танки, двигаясь вместе с солдатами, не отличались и высокой скоростью, да она была и не нужна им. Одна из таких машин - А11, созданная в 1936 году конструктором Дж. Карденом на заводе фирмы «Виккерс-Армстронг», весила 11 т. Она, одетая в 60-мм броню, вооружалась одним лишь пулеметом и развивала скорость до 13 км/ч. Управлял танком экипаж из двух человек. Позднее проектировщики пытались усилить вооружение и увеличить скорость А11, но их попытки не увенчались успехом.

Поэтому англичане решили создать новый пехотный танк на базе опытного среднего А7. А пока суд да дело, А11 поставили на конвейер под маркой МkI («Матильда-I»), Всего выпущено 140 штук МkI, причем построенные машины были потеряны во время боев в Бельгии и во Франции в мае 1940 года. Прототип нового танка (пехотный танк МkII «Матильда-II») появился позднее, в апреле 1938 года. Но перед началом второй мировой войны были готовы только два экземпляра. Их создатели впервые в английском танкостроении отказались от использования каркаса корпуса. МkI и МkII оснащались парой шестицилиндровых дизелей А. Е. С., а на МkIIА * устанавливался «Лейланд». В машинах применялась планетарная коробка передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление танком.

Броневые детали корпуса, соединенные болтами, служили конструктивными элементами. За время выпуска (до августа 1943 года) построено 2987 штук «Матильды-II». В тот же период МkIIА поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Благодаря толстой броне машина оказалась практически неуязвимой для танковых и противотанковых пушек противника. «Матильда», слабо вооруженная и тихоходная, отличалась к тому же и неважной проходимостью. Несколько позднее с вооружением стало лучше. На модификациях третьей и четвертой установили 75-мм орудие. В 1938 году «Виккерс-Армстронг» получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем «Матильда». В будущей машине решили использовать основные агрегаты и узлы опытных танков А9, А10 и А11.

И вот в июле 1940 года началось производство нового МkIII-«Валентайн». За шесть лет заводы Великобритании и Канады построили 8275 машин, которые стали самыми массовыми английскими танками. «Валентайн» выпускался в 11 модификациях, отличавшихся друг от друга типами и марками двигателей (на первой ставили карбюраторный, на последующих - дизельный) и вооружением (первая-седьмая оснащались 40-мм пушками, восьмая-десятая - 57-мм, а одиннадцатая - 75-мм орудием). Однако разница в весе между первыми и последними машинами составляла всего 1 т. Танк был технически надежен и прост в обслуживании, поэтому его, видимо, и любили английские танкисты. Но чтобы управлять «Валентайном», требовалась немалая сила. Во время второй мировой войны эта машина применялась практически на всех фронтах, но в конце ее МkIII не мог уже бороться с танками противника.

Тогда машину стали использовать во второстепенных сражениях или в качестве разведчика. «Валентайны» всех модификаций, кроме первой, поставлялись и в нашу страну. Семью английских пехотных танков дополнял тяжелый MkIV «Черчилль», заказанный армией еще в 1939 году. Премьер-министр как-то сказал о нем. «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Действительно, громоздкая, с мощной броней машина старомодной формы - гусеницы охватывали прямоугольный корпус, детали которого крепились болтами на каркасе из уголков, - имела ряд недоработок в трансмиссии, ходовой части и системе управления. С июня 1941-го по 1945 год заводы Великобритании поставили войскам 5640 «Черчиллей». По ходу строительства машин в конструкцию их вносились многочисленные изменения, но тем не менее, например, в 1942 году выпущенные ранее 1200 танков пришлось переделать заново.

MkIV выходил в 11 модификациях, масса которых выросла с 38,5 до 40 т, а скорость упала с 25 до 20 км/ч. Что касается вооружения, то на машинах первой и второй модификаций устанавливали орудие буквально смехотворного калибра - 40-мм. И это на тяжелом-то танке. С осени 1941 года «Черчилли» оснастили 57-мм пушкой, а на 120 машинах четвертой модификации появилась башня от американского танка «Шерман» с 75-мм пушкой. На пятой и восьмой уже было 95-мм орудие, на шестой и седьмой - новая английская 76-мм пушка, а последние машины (IX-XI), по существу, танки первых выпусков, вооруженные по типу четвертой и седьмой модификаций MkIV. «Черчилли» I, II, и III шли и на вооружение Красной Армий, но у советских танкистов они не пользовались успехом.

В нашей стране в 1940 году разрабатывался танк T-5O, призванный заменить «спутника пехоты» Т-26. Конструктор Л. С. Троянов, проектируя его, учел уроки боев в Испании. В конце последнего предвоенного года прототипы Т-50 прошли испытания, а в апреле следующего машину приняли на вооружение. Надо отметить, что, обладая сравнительно малой массой, танк имел солидное бронирование с рациональными углами наклона листов корпуса. Башня, где размещались три члена экипажа, снабжалась командирской башенкой и шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Подвеска Т-50 индивидуальная, торсионная, катки с внутренней резиновой амортизацией. На танке устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель. Машина оснащалась радиостанцией.

Т-50 как представитель класса легких танков был хорошо вооружен и имел высокие ходовые качества. Но он оказался сложным в изготовлении, и поэтому к началу 1942 года заводы страны выпустили лишь 65 машин. Основным танком в Красной Армии окончательно стал знаменитый Т-34. В заключение расскажем еще об одном «спутнике пехоты». В 1939 году немецкое командование предложило (не меняя вооружения) усилить бронирование Т-1 с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их T-IF или VK1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VK1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.

Боевой опыт выявил недостатки концепции пехотных и крейсерских танков. На первое место вышел основной средний танк. Он отлично сочетал в себе подвижность, бронезащиту и был хорошо вооружен.На заставке изображены английские танки - легкий «Валентайн-IV» (слева) и средний «Матильда МКIIА *» (справа). Боевая масса (соответственно) - 16 и 26,5 т. Экипаж - 3 и 4 чел. Вооружение - одна 40-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет. У «Матильды» вооружение аналогичное.Толщина брони. Лоб корпуса - 60 и 78 мм, борт - 30-63 и 70 мм, башня - 65 и 75 мм. Двигатель - дизель GMC 66-7, 138 л.с. И два дизеля «Лейланд» Е-148, 92 л.с. Скорость по шоссе - 24 км/ч у обоих танков. Запас хода по шоссе - 145 и 260 км.Рис.

48. Советский легкий танк Т-50. Боевая масса - 13,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони. Корпус и башня - 37 мм. Двигатель - дизель В-6, 300 л.с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 340 км.Рис. 49. Немецкий танк T-IF (VK1801). Боевая масса - 21 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - два 7,92-мм пулемета. Толщина брони. Лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм, башня - 80 мм. Двигатель - Майбах HL 45, 150 л.с. Скорость по шоссе - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.Библиография.

Значения в других словарях
Последние дни первых серийных

Начало 1938 года было знаменательным тем, что старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку модернизация Т-18, проведенная в 1938 году, ожидаемых результатов не принесла, остро встал вопрос об использовании их в дальнейшем. Из 959 построенных Т-18 к началу 1938 года осталось лишь 862 машины, остальные уже пришли в негодность и были сданы в металлолом (предварительно с них были демонтированы все агрегаты и вооружение - на запчасти). 160 танков Ленинградского округа, выработавших ре..

Последние метаморфозы танка сопровождения

В 1933 году предпринимается попытка омолодить Т-18 путем переработки его ходовой части. Для уменьшения продольных колебаний танка, а также для поднятия скорости движения и ресурса ходовой части в апреле был создан опытный Т-18 с подвеской танка Т-26. В нем использовались гусеницы, зубчатые ободы ведущего колеса, а также поддерживающие катки, тележки и рессоры от Т-26 без переделки. Опытный танк поступил на испытания 19 мая 1933 года. Но ожидания не оправдались. Даже на шоссе танк не мог двигат..

Последние танки СССР

О танке Т-80УД уже кое-что рассказывалось в прошлых номерах «Танкомастера». Сегодня же вы, уважаемые читатели, имеете возможность узнать об истории появления дизельных «восьмидесяток», волею судьбы ставших последними танками, разработанными и принятыми на вооружение в СССР. Истории, полной борьбы авторитетов и мнений и до сих пор мало известной. В послевоенные десятилетия в ведущих странах мира сложилась концепция основного боевого танка. Появление машин единого типа, обладавших высокой подвиж..

Последний танк союзников

Когда 2 апреля 1917 года в войну вступили Соединенные Штаты Америки, за плечами английских танкистов был уже немалый боевой опыт. Французы несколько месяцев проводили полигонную обкатку своих танков. Американцы же не имели ничего — ни танков, ни опыта. Однако благодаря их участию появились условия для развертывания гигантской союзной танковой программы, рассчитанной на сокрушение Германии в 1919 году. В июне 1917 года на экспериментальном полигоне Департамента поставок механического вооружения..

Дополнительный поиск Последние пехотные танки Последние пехотные танки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Последние пехотные танки" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Последние пехотные танки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа