Арп

434

, Ганс (Arp, Hans) 1886, Страсбург — 1966, Базель. Французский скульптор, живописец, график, поэт. Учился в школе прикладного искусства в Страсбурге (1904) и в Веймарской художественной школе у Л. Фон Гофмана (1905—1907). В 1908 посещал Академию Жюлиана в Париже. В 1909 прибыл в Швейцарию, где стал сооснователем бернского объединения авангардных художников "Современный союз" (1911). В 1914 при посещении Парижа сблизился с кругами французского авангарда. В следующем году переселился в Цюрих, где в 1916 стал активным участником объединения дада. Для Арпа, как и других художников этого направления, характерен поиск новых, синкретических форм, в которых преодолеваются традиционные различия между видами искусств. В 1916 он приступил к созданию коллажей, а затем рельефов из окрашенного картона и дерева (Дадаистский рельеф, 1916, Базель, Художественный музей.

Лес, ок. 1917, Вашингтон, Нац. Галерея). В коллажах Арпа прямоугольные, трапециевидные, круглые, овальные формы отклоняются от своей оси и словно раскачиваются на плоскости (Композиция, 1917, Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). В 1919—1920 жил в Кёльне, где встретился с Эрнстом. Активно сотрудничал с кёльнскими дадаистами, с русскими и немецкими конструктивистами, с голландской группой "Де Стейл". В 1922 женился на художнице Софи Тойбер, которая стала его верным соратником и единомышленником. В 1924 переехал в Париж, где сблизился с сюрреалистами. Одновременно художник выступал как талантливый поэт, график и дизайнер. В работах 1920—1930-х графический аспект обретает большую четкость и ясность. Криволинейные формы, контуры которых словно выведены по лекалам, перетекают в антропоморфные изображения, отчетливо прорисовываются элементы человеческих фигур.

Торс, голова, руки, нос, усы, пупок (Торс и пупок, 1924. Губы, 1926. Женщина-амфора, 1929, все — Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). С 1929 Арп работал над серией Констелляций. Мягкие округлые формы, напоминающие срезы гальки, клетки живой ткани, растущие микроорганизмы, образуют рассеянные структуры, возникшие словно под воздействием энергетических толчков (Констелляция с пятью белыми и двумя черными формами, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Листья IV, 1930, Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). Белые фигуры на белом фоне создают ощущение бесшумного парения теней. Массивность дерева подчеркивает зрительную бесплотность, призрачность форм, недвижно замерших в пустоте (Констелляция, 1932. Констелляция III, 1932, обе — Роландсек, фонд Г.

Арпа и С. Тойбер-Арп). К 1932 относится начало новой серии — Разорванные бумаги. Арп создавал коллажи из клочков своих старых рисунков. Бренные останки человеческого творения регенерировали, куски погибшей ткани срастались, давая жизнь новому произведению (Разорванная бумага, 1932. Ночь растений, 1938. Сложный метод, 1942, все — Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). С 1930 Арп стал заниматься круглой скульптурой, которая в дальнейшем играла ведущую роль в его творчестве. Биоморфные формы вытягиваются, набухают выпуклостями, медленно опадают, как при вдохе и выдохе, срастаются друг с другом. Рассматривая искусство как подобие вездесущей природы, Арп имитировал процессы зарождения, саморазвития, стихийного разрастания, гибели и нового рождения (Рост, 1938, Нью-Йорк, Музей С.

Гуггенхейма. Сирена, 1942, Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп. Птолемей I, 1953, Нюрнберг, Германский нац. Музей). В 1942—1945 художник жил в Швейцарии, в Цюрихе и Базеле. Потрясения, вызванные войной и смертью С. Тойбер, привели к длительному творческому кризису. В работах, написанных маслом по мятой бумаге, черные полосы-трещины, прорезающие грузную фактуру белого фона, создают ощущение конвульсивных содроганий, мучительных разрывов живой ткани. В 1946 Арп вернулся в Медон близ Парижа. В послевоенные годы он много работал в скульптуре, прикладном искусстве (шпалеры). Осуществил ряд монументальных проектов. Рельеф для здания аспирантуры Гарвардского университета (1950). Скульптура Пастух облаков в университетском городке в Каракасе (Венесуэла, 1953).

Бронзовый рельеф для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1958). В поздний период творчества продолжал работать методами коллажа и живописного рельефа.Лит. Ханс Арп (1886—1966). Скульптура. Графика. Каталог выставки. М., 1990. Arp on Arp. Poems, Essays, Memories. New York, 1972. Giedon-Welcker C. Hans Arp. Stuttgart, 1957. Poley S. Hans Arp. Die Formenspache in plastischen Werk. Stuttgart, 1978..

Значения в других словарях
Аппиани

, Андреа (Appiani, Andrea) 1754, Милан — 1817, Милан. Итальянский живописец, рисовальщик, сценограф. Учился у К. М. Джудичи, посещал также Академию Амброзиана в Милане. Посетил Флоренцию (1783—1784), испытав влияние Дж. Трабалези и М. Кноллера, а также Болонью, где его внимание привлекли произведения Доменикино. В Риме и Неаполе изучал живопись Рафаэля и Менгса, античную скульптуру. В Парме (1795) познакомился с живописью Корреджо. С 1792 постоянно работал в Милане. Начинал как станковый живопис..

Арнольфо ди Камбио

(Arnolfo di Cambio) Свед. С 1265, ум. В 1302 во Флоренции. Итальянский скульптор и архитектор, один из ведущих мастеров т. Н. "эпохи Данте и Джотто". Творческий путь начал в мастерской Никколо Пизано. Под руководством последнего участвовал в работе над скульптурным декором кафедры собора в Сиене (1265—1268) и Большого фонтана в Перудже (ок. 1277—1281). Пользовался покровительством проживавшего в Риме Карла Анжуйского и в 1270-х выполнил ряд работ в Риме. В 1282 работал в Орвието. В 1296 он был ..

Артсен

, Питер (Aertsen, Pieter), прозв. Длинный Питер (Lange Pier) 1508 или 1509, Амстердам — 1575, Амстердам. Нидерландский живописец. Учился у А. Класа в Амстердаме. Работал в Антверпене (1527—1555. В 1535 получил там звание мастера) и Амстердаме (с 1557). В историю нидерландского искусства Артсен вошел как один из создателей бытового жанра. Своеобразие его картин состоит в том, что главными их персонажами стали простолюдины. Крестьяне, торговцы, кухарки выступают в них как первоплановые герои произ..

Архипенко

, Александр Порфирьевич (Archipenko, Alexander) 1887, Киев — 1964, Нью-Йорк. Французский и американский скульптор украинского происхождения. В 1902—1905 обучался в художественной школе в Киеве, откуда был исключен за критику академической системы преподавания. В 1906 переехал в Москву, а в 1908 — в Париж, где, поступив в Школу изящных искусств, вскоре также покинул ее. В Лувре внимательно изучал древневосточную и средневековую скульптуру, что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнег..

Дополнительный поиск Арп Арп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арп" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 3 символа