Больдини

155

, Джованни (Boldini, Giovanni) 1842, Феррара — 1931, Париж. Итальянский живописец и рисовальщик, один из крупных мастеров искусства Италии второй половины XIX — первой трети XX в., снискавший признание во Франции, где он провел значительный период своей жизни (1873—1931). Больдини порой соотечественники с иронией называли "парижский Больдини", но он всегда оставался художником-итальянцем, последователем великой живописной культуры Италии. В творчестве художника нашли выражение многие характерные тенденции культуры и искусства страны рубежа двух столетий — формирование веризма, интерес к новейшим европейским художественным направлениям, центром которых был Париж. В отличие от своих современников — великого итальянского драматурга Луиджи Пиранделло и философа и эстетика Бенедетто Кроче — Больдини не стремился искать трагическое в жизни, не углублялся в процесс интуитивного познания человеком действительности.

Его всегда увлекала сама жизнь, но он искал и находил в ней только красивое. В этом заключалась его определенная эстетическая позиция. У него был свой круг излюбленных сюжетов. Его живописные произведения — портреты, пейзажи Италии и Франции, натюрморты, рисунки, акварели, гуаши — эффектны, декоративны, как-то по-особому элегантны по композиционному построению и цветовому строю. Они несут отпечаток артистичной манеры исполнения Джованни Больдини, как многие талантливые мастера его эпохи, открытого для познания всего нового, но пронесшего через всю жизнь глубокое уважение к национальной живописной традиции. Больдини родился в Ферраре в семье художника Антонио Больдини, ученика известного живописца и рисовальщика Т.

Минарди. Отец писал главным образом картины на религиозные сюжеты и занимался реставрацией полотен старых мастеров. Работая в большой мастерской отца, Больдини выполнял копии с картин Джотто, Мантеньи, Гварди. Он рано начал рисовать и первый автопортрет исполнил в 7-летнем возрасте. Полезными для него оказались уроки у местного живописца Дж. Доменикини, последователя известного флорентийского мастера Дж. Беццуолли. Начав самостоятельно зарабатывать на жизнь, исполнял портреты сверстников и уже в десять лет имел заказы от посетителей мастерской отца. В 1862 после смерти своего дяди-каноника, от которого получил небольшое состояние, Больдини решил продолжить художественное образование во Флоренции. В этом же году он покинул Феррару и переехал в Тоскану, где поначалу работал в мастерской портретиста М.

Гордиджани. Ранние картины — Автопортрет в четырнадцать лет (ок. 1856), Двор родительского дома (ок. 1855, обе — Феррара, Музей Больдини) исполнены в традиции Доменикини и Гордиджани, правдивы в передаче натуры, неярки по колориту. Во Флоренции, ставшей в 1865—1875 столицей Италии, Больдини сблизился с кругом молодых живописцев, создавших художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли". Желая обновить старую академическую традицию, съехавшиеся из разных провинций Италии мастера обратились к живописи на пленэре, стали писать пятнами чистого цвета, сделали содержанием своих произведений современную действительность. События Рисорджименто, участниками которых они являлись, были для "маккьяйоли" недавним прошлым.

Полотна Больдини — Диего Мартелли (1865—1866), Автопортрет в мастерской (1866, оба — Флоренция, галерея Питти), Джованни Фаттори (1866—1867, Милан, Коммерческий банк), Портрет Кристиано Банти со своей собакой (1866, Флоренция, галерея Питти) — написаны в живописной манере тосканских мастеров. Передавая моменты бытия природы и человека, портреты своих друзей, Больдини, как и все "маккьяйоли", стремился создавать "искусство честное, простое, а не искусство ради моды", отвергая "искусство напыщенной лжи". В картине Быки в Маремме (1867, частное собрание), написанной в окрестностях Ливорно, колоритно выглядят фигуры двух белых стражей Тосканской низменности, впряженных в крестьянскую тележку. Картина сельского пейзажа Мареммы по-веристски правдива, ее пейзаж согрет теплом человеческого присутствия.

Во флорентийский период была исполнена и роспись четырех стен одной из парадных комнат первого этажа виллы Фальконьера, расположенной в окрестностях Пистойи и принадлежавшей покровителю Больдини — Вальтеру Фальконье. Больдини написал здесь четыре композиции с изображением стогов сена в поле, прачек, стирающих в реке белье, марины и пейзажа с апельсиновыми деревьями и пальмами. Исполненные пятнами светлых чистых цветов, росписи передают особый колорит пейзажей "маккьяйоли", их вертикально или горизонтально вытянутая конфигурация вызвана желанием передать глубину пейзажного пространства, достичь слитности фигур и фона. В Тоскане, в кругу мастеров "Школы маккьяйоли", сформировались эстетические взгляды Больдини, его собственное отношение к творчеству, выработалась его высокая живописная культура.

В 1875 единство мастеров "маккьяйоли" было нарушено отъездом четырех из них (Дж. Больдини, Дж. Де Ниттиса, В. Д’Анкона, Ф. Дзандоменеги) в Париж, который всегда оставался для итальянцев центром европейской художественной жизни. В творчестве новоявленных парижан вскоре появились новые веяния, которые их оставшиеся в Италии товарищи восприняли негативно. В 1867 Больдини впервые побывал во Франции, где познакомился с Дега, Мане, Сислеем, оценил живопись Коро. В том же году с В. Фальконье побывал в Мюнхене, где на него большое впечатление произвела живопись А. Менцеля. По-видимому, в Мюнхене был написан Портрет испанского генерала Эстебан-Хосе-Андре де Сераваль Ассерто (1867, Виченца, частное собрание), в котором сказались уроки увиденной живописи старых мастеров, восхищение палитрой Веласкеса.

В 1870 состоялась поездка художника в Лондон, где покровителем Больдини У. Корнваллис-Уэстом была предоставлена мастерская в Гайд-парке и где он познакомился с произведениями Ф. Лейтона, Л. Алма-Тадемы, Дж. Уистлера и Дж. Сарждента, увидел работы прерафаэлитов, которые не понравились ему своим натурализмом и отвлеченными от реальности сюжетами. Для себя он выделил искусство Уистлера и Сарджента, ставших его друзьями. Больдини легко влился в русло парижской художественной жизни. С 1874 он постоянно выставлялся в Салоне на Марсовом поле. Подобно импрессионистам пытался передавать жизнь в движении, в динамическом развитии. Писал элегантную публику, движущиеся омнибусы, экипажи, амазонок в аллеях Булонского леса, виды оживленных улиц и площадей, парижан, беседующих в кафе или выходящих с балов-концертов (Балерина в платье цвета мальвы, 1854, частное собрание.

Прогулка в парке, ок. 1884, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте. Пляс Клиши, 1874, Виченца, собрание Мардзотто. Сена в Буживале, ок. 1873, Феррара, Музей Больдини). Хотя работы Больдини покупал известный маршан Гупиль для своей галереи и они нравились публике, критика не всегда была справедлива к нему. Она обвиняла его в неудачных подражаниях импрессионистам, специально расхваливая работы тоже талантливого Дж. Де Ниттиса как национально-самобытного мастера, называя Больдини "последователем Э. Мейсонье и М. Фортуни", хотя художник всегда презирал слащавость и сентиментальность. В 1876, побывав в Голландии и Германии, Больдини увлекся живописью А. Менцеля и Ф. Халса. В том же году был написан Портрет Адольфа Менцеля (Берлин, Гос.

Музеи) и полотно Пышные похороны (ок. 1895, Феррара, Музей Больдини). В 1897 и 1899 вместе с Дега Больдини совершил поездки в Испанию. Как воспоминание о них в его живописи и акварелях появился образ испанской танцовщицы Аниты де Феерия, выступавшей в кафе-концертах Монмартра (Испанский танец в Мулен-Руж, 1905, Милан, собрание Гуэти). Больдини всегда стремился передать внутреннюю динамику образов через пластику движения, при помощи неординарных композиционных решений, цвета, что сближало его с поисками Дега. Жанровая мотивация служит тонким камертоном к созданию портретного образа, внутренний мир модели раскрывается через характер движения (Мужчина в цилиндре, ок. 1890, Феррара, Музей Больдини. Директор оркестра Э.

Муцио за пюпитром, 1882, Милан, Ла Скала). Каждый портрет обретает характер "мотива", тонко выражающего определенное настроение в состоянии модели и художника. В натюрмортах Бюст кардинала Бернини в мастерской художника (ок. 1895), Уголок стола художника (ок. 1897, оба — Феррара, Музей Больдини), Яблоки кальвиль (1908, Пистойя, собрание Больдини) тонко передано распределение цветных теней и световых бликов на поверхности предметов, выявлена пластика каждого и акцентировано пластическое единство всей композиции. В 1870—1890-е восприятие окружающего мира обретает в произведениях Больдини все большую эмоциональность, наблюдения природы и человека становятся более избирательными и острыми. Важную роль в его творчестве играл рисунок, работа в акварели и пастели, в которых он тоже стремился передать тончайшие нюансы настроения в определенные моменты жизни природы и человека (Пляж и лодки в Этрета, ок.

1878, Феррара, Музей Больдини. Тополя вдоль берега реки, 1905, частное собрание. Розы в саксонской вазе, 1905, частное собрание). В 1890 — начале 1900-х были созданы портреты известных людей его эпохи. Портрет Джузеппе Верди (1893, Рим, Нац. Галерея современного искусства), Портрет Руджеро Леонкавалло (1906, частное собрание), Портрет Лины Кавальери (1901, собрание Ротшильд), Портрет Джеймса Уистлера (1897, Нью-Йорк, Бруклинский музей), Автопортрет в Монторсоли (1892, Флоренция, галерея Уффици), портрет друга Больдини, карикатуриста Жоржа Гурса (Портрет Сэма, 1901, частное собрание). От Уистлера Больдини воспринял тип портрета-панно, в котором фигуры дам и денди уподоблены китайским вазам удлиненной формы — "ланге лизен", как их называли в Европе (Белая пастель, 1888, Милан, Галерея современного искусства.

Мадемуазель Лантельм, 1907, Рим, Нац. Галерея современного искусства. Портрет графа Робера де Монтескье, 1897, Париж, музей Орсе). Наряду с этими элегантными портретами-панно художник продолжил писать и образы более камерного характера (Шотландское платье, ок. 1906, частное собрание. Задумавшаяся девочка, 1906, частное собрание). В темной гамме Халса, с разработкой оттенков черного цвета и в позе одного из кавалеров, изображенных этим голландским художником, написан Автопортрет в 69 лет (1911, Феррара, Музей Больдини). В нем, как и в Автопортрете в Монторсоли, проявилось блестящее дарование Больдини-портретиста, умевшего по-веристски правдиво рассказать о характере и судьбе человека. В 1910-е художник находился в смятенном состоянии духа от событий, происходивших в Италии, где царили шовинистические милитаристские настроения, начинала формироваться идеология фашистов, вскоре пришедших к власти на его родине.

По этой причине Больдини не мог возвратиться в Италию, хотя мечтал о создании там музея, экспозиции своих работ, тяжело переживал разрушение памятников архитектуры во Флоренции, Ферраре, Венеции в годы Первой мировой войны. Обращение к пейзажу было в этот период своего рода устранением от действительности. Он словно вновь открыл для себя особую поэзию видов Венеции (Сан Марко в Венеции, 1907, частное собрание. Гондолы в Венеции, 1908—1910, Феррара, Музей Больдини), красоту пригородов Парижа (Окраина Парижа, 1900, частное собрание). Образ Джованни Больдини запечатлен в бронзовом бюсте работы его друга, талантливого неаполитанского скульптора В. Джемито. Он установлен около палаццо Диаманти в Ферраре, которое стало музеем ренессансного искусства и где особый отдел посвящен творчеству Больдини.

Мечту художника о создании музея своих работ осуществила его жена, журналистка Э. Кардона, которая также организовала Музей Больдини в Пистойе, на вилле Фальконьера. Творчество Больдини глубоко и самобытно отразило яркий период развития искусства Италии рубежа XIX—XX вв., оно всегда было связано с прошлым и будущим искусства Италии и вошло в сокровищницу мирового художественного наследия.Лит. Федотова Е. Д. Джованни Больдини. М., 2002..

Значения в других словарях
Бозио

, Франсуа Жозеф (Bosio Francois-Joseph) 1768/1769, Монако — 1845, Париж. Французский скульптор. Учился в Париже у известного скульптора О. Пажу (1785—1788). Восприимчивый и трудолюбивый, Бозио успешно овладевает основами профессии. Ок. 1790 в качестве офицера французской армии попадает в Италию. С 1802 возобновляет занятия скульптурой, его наставником стал знаменитый мастер А. Канова. Пробыв в Италии около семнадцати лет, в 1807 Бозио возвращается во Францию. Его произведения пользуются успехом,..

Бойс

, Йозеф (Beuys, Joseph) 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник. В 1941 он был призван в армию. Военная мобилизация прервала учебу Бойса и помешала стать медиком. Однако позднее именно творчество дало ему возможность стать лекарем человеческих душ. В 1947 после военной службы и советского плена Бойс вернулся в Германию с твердым намерением изменить мир. В занятиях искусством он видел революционно-политический, педагогический и "терапевтический" смысл. Художник учился (1947—1952) и ..

Бомбелли

, Себастьяно (Bombelli, Sebastiano) 1635, Удине — 1716, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. В его творчестве итальянские исследователи склонны видеть истоки венецианской портретной живописи XVIII в., как и в творчестве П. Белотти. В 1663 из своего родного города Удине Бомбелли перебрался в Венецию и создал тип камерного портрета. Он был незаурядным мастером венецианской школы, пользовался известностью при дворах Вены, Мюнхена, Пармы, исполнял портреты для галереи Дворца дожей. Его..

Бонацца

, Джованни (Bonazza, Giovanni) 1695, Падуя — 1730, Падуя. Итальянский скульптор венецианской школы. Работал в Тревизо, Падуе, Венеции. Испытал влияние Ф. Пароди, от которого унаследовал живую, динамическую передачу пластики тел и одежд, но придавал образам большую миловидность и изящество в духе рококо. Основные работы в Венеции. Надгробие дожа Валье (архитектор А. Тирали), статуя догарессы Елизаветы Кверини Валье, рельефы Поклонение волхвов и Поклонение пастухов, исполненные вместе с сыновьями ..

Дополнительный поиск Больдини Больдини

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Больдини" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Больдини, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа