Бонтан

169

, Пьер (Bontemps, Pierre) 1505/1510, Париж — 1568/1570, (?). Французский скульптор эпохи Возрождения. Основной школой для Бонтана была практическая работа в замке Фонтенбло под руководством известных мастеров, в частности, итальянского художника Франческо Приматиччо, приглашенного во Францию в 1532. Первоначально Бонтан трудился над скульптурным декором (в технике стукко — искусственный мрамор) покоев королевы — его имя впервые встречается в королевских счетах в 1536. Заботясь об украшении своих дворцов и замков в современном духе, французские короли начинают собирать произведения прославленных итальянских живописцев и ваятелей, а также античных мастеров. Иногда это были подлинники, но порой довольствовались слепками, хорошими мраморными копиями или бронзовыми отливами.

Местные скульпторы часто восполняли недостающие фрагменты памятников древности. Так, известно, что в 1540—1550-е Бонтан делал повторение знаменитого Лаокоона в бронзе, принимал участие в отливке в бронзе Аполлона Бельведерского. Много времени отнимала разборка и классификация антиков, привозимых из Рима. Для молодого художника это была прекрасная школа мастерства. Но главное произведение Бонтана — величественное надгробие короля Франциска I и королевы Клод (1548—1558, Париж, церковь аббатства Сен-Дени), к работе над которым его привлек талантливый архитектор Филибер Делорм — автор проекта. Надгробие уподоблено античной триумфальной арке. Антамблемент поддерживают стройные ионические колонны. Гробницу венчают фигуры коленопреклоненных короля Франциска I, королевы Клод и их детей.

В отяжелевшей фигуре короля, обрюзгшем лице с мешками под глазами, крупным породистым носом передано явное портретное сходство. Видно, что скульптор не раз имел возможность наблюдать за Франциском I при его жизни. Облик рано умершей королевы Клод более идеализирован. От ее кроткого лица с высоким чистым лбом веет покоем и тишиной — художник воплощает в образе королевы этический идеал. Под сводами арки на мраморных саркофагах покоятся тела усопших короля и королевы, тронутые рукой смерти. Цоколь гробницы украшен сценами походов и победоносных сражений Франциска. Эти композиции исполнены жизни, движения и трактованы подчас в жанровом плане. Такова сцена с веселыми пышногрудыми маркитантками, сопровождающими войско.

В отличие от Жана Гужона, Жермена Пилона, тяготеющих к идеально прекрасным образам, Бонтан — более земной, в его произведениях перед нами предстает Франция XVI в., увиденная глазами современника, не стремящегося к идеализации. Его герои — физически сильные, крепкие люди, с коренастыми, плотными фигурами, уравновешенные и надежные. Необычна композиция надгробного памятника капитану королевской стражи де Меньи (1557, Париж, Лувр), который представлен как бы на ночном дежурстве, сидящим у дверей опочивальни короля. Капитан и после смерти продолжает нести свою службу. Образ де Меньи человечен и исполнен мужества и благородства. Величавый покой исходит от надгробной фигуры адмирала Шабо (1550-е, Париж, Лувр).

Облик друга юности и сподвижника Франциска I поражает силой и цельностью характера. Бонтан мыслит крупными скульптурными массами и формами. Тема вечного покоя выражена самой пластикой, монолитностью объемов, торжественной замедленностью ритмов. Она в спокойствии и естественности позы, в "притихших" складках одеяния. Надгробие выдержано в умеренном темпе, своеобразном пластическом "адажио", воплощающем благородное достоинство человека перед лицом неизбежности. В 1556 Бонтан выполнил в дереве статую Франциска I для Большого зала в Фонтебло, мраморный барельеф Четыре времени года для украшения камина в покоях короля. В 1550—1556 делает урну для сердца Франциска I (Париж, церковь аббатства Сен-Дени). В 1561 скульптор был привлечен городскими властями к работе над украшением Парижа по случаю торжественного въезда в столицу нового короля Карла IX.

Гонения на протестантов вынуждают Бонтана покинуть Париж, в 1566 он поселяется в Верней-сюр-Уаз. После этой даты его следы теряются, полагают, что скульптор умер ок. 1570.Лит. Петрусевич Н. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973. Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994. Dictionnaire des sculpteurs par S. Lami. Paris, 1898. Ceysson B., Brese-Bautier G. Sculpture. The great tradition of sculpture from the fifteenth to the eighteenth century. N. Y..

Значения в других словарях
Боннар

, Пьер (Bonnard, Pierre) 1867, Фонтене-о-Роз, близ Парижа — 1947, Ле-Канне, Приморские Альпы. Французский живописец, график. Происходил из состоятельной семьи, получил высшее юридическое образование. Рано начал рисовать, в конце 1880-х поступил в Школу изящных искусств в Париже, посещал Академию Жюлиана (1887), где сблизился с М. Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Э. Вюйаром, основателями объединения "Наби" (1889, от древнеевр. — пророк). Испытал влияние Дега, Гогена. Будучи одним из провозвестников..

Бономини

, Винченцо (Bonomini, Vincenzo) 1756, Бергамо — 1839, Бергамо. Итальянский живописец ломбардской школы. Учился в Бергамо у своего отца, который был помощником Витторе Гисланди. Писал фрески в домах знатных горожан (Пейзаж с руинами, вилла Альярди в Сомбрено, близ Бергамо) с изображением марин, пейзажей с античными постройками, сцен из Священного Писания, помпеянской декорации (палаццо Каррара в Бергамо. Вилла Такки в Скано аль Брембо). Наиболее значительной работой Бономини явились росписи в тех..

Боргонья

, Хуан де (Borgona Juan de) Ок. 1470, Бургундия — ок. 1536, (?). Живописец, вероятно, французского происхождения, работавший в Испании почти сорок лет и принесший сюда традиции флорентийского кватроченто. Посетил Италию, Тоскану и Ломбардию, как считают исследователи, учился (или испытал влияние) Гирландайо. В Испании работал над алтарными картинами и церковными росписями в Толедо, Авиле, Саламанке, Алькала де Энарес. Основная деятельность мастера связана с собором в Толедо. Самые ранние фрески,..

Бордалу Пиньейру

, Колумбано (Bordalo Pinhero, Columbano), обычно наз. Просто Колумбано 1837, Лиссабон — 1929, Лиссабон. Португальский живописец, рисовальщик. Происходил из семьи художников. Отец Мануэл Мария Бордалу Пиньейру — жанрист, младший брат Рафаэл Бордалу Пиньейру — выдающийся карикатурист. Учился у своего отца и у М. Лупи в Высшей школе изящных искусств в Лиссабоне, где преподавал с 1900. Несколько лет до 1883 жил в Париже. Один из организаторов "Группы льва", стремившейся к обновлению национальной жив..

Дополнительный поиск Бонтан Бонтан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бонтан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бонтан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа