Дюпре, Джованни

268

(Dupre, Giovanni) 1817, Сиена — 1882, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь Лоренцо Бартолини. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма. Окончил Академию художеств Сиены, затем работал во Флоренции, в мастерской скульптора Л. Маджи. В 1840-е начал самостоятельную деятельность. Его ранние произведения Каин (1840) и Умирающий Авель (1842, оба — Флоренция, галерея Питти) стали объектами внимания критики. Как и произведения других мастеров пуризма, они не всегда вызывали похвалу со стороны академических кругов. Обе скульптуры были созданы на сюжет лирической драмы Байрона Каин, написанной поэтом в Равенне и связанной с его итальянскими впечатлениями. Романтическая тема душевных мучений героев, покаяния привлекла внимание Дюпре.

Однако же при всем драматизме сюжета, который присутствует у Байрона в описаниях поступков и переживаний персонажей, скульптору удалось избежать в трактовке образов театрализованных эффектов и сентиментальности. Каин, не пожелавший страдать за грех, "совершенный не сынами Адама", восставший против Бога и рабской покорности близких, убивший любимца Бога и родителей — Авеля, изображен простершим окровавленные руки. Его лицо, выражающее раскаяние и душевные мучения, не напоминает, однако, трагическую маску, как в работах скульпторов-академистов, и всегда диссонирующую с пластически вяло решенной фигурой. Крепкая конструкция тела Каина, его поза, драматический жест подчинены внутренней динамике образа. Состояние аффекта выражено без преувеличенной экспрессии, а скульптор передает глубокое человеческое чувство.

В фигуре распростертого у жертвенника Авеля также доминирует концентрированное, а не экстатическое выражение чувств. Покоем, умиротворенностью, обращенностью в прошлое образ Авеля напоминает тосканские ренессансные надгробия. Следование национальной пластической традиции было важнейшим фактором творчества Дюпре как пуриста. Это проявилось и в еще одной принесшей ему известность работе — рельефе Суд Савонаролы (1840-е) для собора Сан Марко во Флоренции. Эпизод из жизни монаха Савонаролы, чьи крамольные речи собирался слушать весь город, представлен как многофигурная сцена. Он решен в технике низкого, сплющенного (rilievo schiacciato) рельефа, в котором работал Донателло. Искусство этого мастера было образцом совершенства для Л.

Бартолини и его ученика Дж. Дюпре. Свободе и выразительности пластической группировки многочисленных фигур в пространстве, определенности линий контура, четкости и, одновременно, живописности в передаче глубины планов Дюпре учился у Донателло. Скульптор не драматизирует изображаемую сцену проповеди Савонаролы, а стремится средствами пластики передать внутренние переживания персонажей. Дюпре снискал большую известность и своими статуями Джотто (1845) и св. Антония (1852) на портике галереи Уффици. Влияние тосканской ренессансной пластики проявилось в статуе Религии (1850-е) для надгробия св. Франциска Ассизского в сиенском соборе. В 1872 им был исполнен памятник К. Б. Кавуру в Турине, установленный на площади Карла Эммануила II.

Образ министра Пьемонтского правительства в годы Рисорджименто, лидера либеральной буржуазии, которая предала интересы народа в ходе национально-освободительной борьбы, решен в традиции веристской итальянской пластики 1870-х. Более отвлеченно трактованы аллегорические фигуры Независимости, Дипломатии, Права и Долга, рельефы с изображением эпизодов из его деятельности на посту министра. Дюпре был участником международных выставок в Париже и Вене, его произведения были известны в Европе, как, например, статуя Покинутая Сафо (1857, Флоренция, галерея Питти), о которой много писала критика. Она была выполнена, в отличие от других работ скульптора, в русле салонных вкусов. Образ греческой поэтессы привлекал внимание живописцев и скульпторов эпохи романтизма.

Книга ломбардского романтика Алессандро Верри Приключения Сафо, поэтессы Митиленской была популярна в Италии с конца XVIII в. Однако романтический сюжет трактован Дюпре отвлеченно. Фигура отвергнутой юношей Фаоном поэтессы выглядит расслабленной и статичной, решенной в духе чувствительных и лишенных индивидуальности произведений мастеров европейского академизма. Творчество Джованни Дюпре отразило многие характерные тенденции пластики пуристов. В лучших своих работах, опираясь на образцы ренессансного искусства, он пролагал пути формирования новой веристской образности, оказав влияние на творчество скульпторов-веристов (В. Вела и др.). С другой стороны, как и другие пуристы, он порой оказывался в плену уступок академизму.

Дюпре явился одним из наиболее талантливых последователей Лоренцо Бартолини, о котором рассказал в своем автобиографическом труде Pensieri sull’arte e ricordi autobiografici (Firenze, 1894).Лит. Del Bravo C. Il bozzetto dell’"Abele" di G. Dupre // Paragone. 1972. Anno XXIII. № 271. P. 69—78. Janson H. W. Nineteenth Century Sculpture. New York, 1985..

Значения в других словарях
Дюмустье, Этьенн

(Dumonstier, Etienn) Ок. 1540, Париж — 1603, Париж. Французский художник, мастер карандашного портрета. Карандашные портреты, или "карандаши", — явление уникальное. Только во Франции рисованные портреты достигли в XVI в. Столь высокого художественного уровня, что выделились в самостоятельный вид искусства, став одной из характерных особенностей культуры Возрождения в этой стране. Из штрихов черного карандаша, чуть подкрашенного сангиной или гуашью, на бумаге возникал яркий образ живого человека..

Дюнуайе де Сегонзак

, Андре (Dunoyer de Segonzac, Andre) 1884, Бусси-Сент-Антуан — 1974, Париж. Французский живописец и график. С 1902 учился в парижской Школе изящных искусств у Люка-Оливье Мерсона и Жан Поля Лорана, затем проходил курс в Академии "Палитра". В 1908 встретился в Сен-Тропе с Синьяком, затем испытал значительное влияние Сезанна. Ранние работы, выполненные в пастозной манере, отличаются крепким построением фигур, широкими планами, сдержанностью цвета (Кабаре, 1910, Париж, Нац. Музей современного искус..

Дюпре, Жюль

(Dupre, Jules) 1811, Нант — 1889, Л’Иль-Адан, близ Парижа. Французский живописец и график. Представитель барбизонской школы пейзажа (от назв. Деревни Барбизон близ Парижа). Начинал с росписи по фарфору на предприятии отца, некоторое время учился у пейзажиста Дьеболя, затем самостоятельно. Вскоре после своего первого Салона (1831) познакомился с Т. Руссо. Долгое время они работали вместе в разных уголках Франции. В 1834 побывал в Англии, где на него сильное впечатление произвел Констебл. Пейзажи..

Дюре

, Франциск Жозеф (Duret Francisque-Joseph) 1804, Париж — 1865, Париж. Французский скульптор. Первым учителем Дюре был отец Франсуа Жозеф, в 1818 принят в Школу изящных искусств в мастерскую скульптора Ф. Ж. Бозио Учился успешно. В 1823 за композицию Эвандр, скорбящий над телом сына получил Римскую премию, дающую право на продолжение художественного образования в Риме. В 1824 уезжает в Италию учиться во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию выставляется в Салоне, в 1831 за скульп..

Дополнительный поиск Дюпре, Джованни Дюпре, Джованни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюпре, Джованни" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюпре, Джованни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа