Каррьера

225

, Розальба (Carriera, Rosalba) 1675, Венеция — 1757, Венеция. Итальянская художница венецианской школы, преимущественно работала в технике пастели. Родилась в Венеции в семье художника из Кьоджи. Переехав в Венецию, семейство Каррьера поселилось на улице Чентоани возле Большого канала, где собирались деятели венецианской культуры. Розальба и две ее сестры владели латынью и французским, прекрасно пели и занимались живописью. По сведениям А. М. Дзанетти, Розальба училась у последователя А. Балестры Дж. Диаманти в Венеции, брала уроки у А. Балестры и С. Бомбелли, Дж. А. Пеллегрини (за которым была замужем ее сестра Анджела). Розальба начала заниматься миниатюрой у работавшего в Венеции француза Ж. Стеве или местного художника и аббата Дж.

Ф. Рамелли (изображен на портрете Ф. Тревизани). Как и оба эти миниатюриста, она писала портреты маслом, предназначенные для табакерок, которые были в моде у аристократов, куривших и нюхавших табак. Один из героев комедии К. Гольдони говорил, что табакерка — "достойный подарок титулованной особе". Миниатюрные овальные портреты маслом Розальбы Каррьеры Дама за фортепиано и Девушка с голубем (1705, оба — Дрезден, Картинная галерея), за которые она была избрана членом Академии Св. Луки, написаны светлыми полупрозрачными розовыми, синими, голубовато-серыми красками, создающими радостную цветовую гамму. Такой тип рокайльного портрета, близкий "головкам" П. Ротари, передавал не столько сходство, сколько изящный ракурс и состояние души.

Среди этих преимущественно дамских миниатюрных портретов наиболее интересно изображение А. М. Дзанетти (до 1705, Венеция, галереи Академии). Полуфигура юноши изящно вписана в овальную форму полотна. Он изображен в домашнем халате и вышитой домашней шапочке. Художница передает чуть женственную грацию молодого человека — в будущем известного историка искусства. В наибольшей мере талант Розальбы Карреры раскрылся в зрелом возрасте, когда она обратилась к пастели, создав в ней галерею образов своих современников и автопортреты. Технике пастели она обучалась, по-видимому, у англичанина К. Коля. Интерес к пастели возник у нее после путешествия в Париж (1720—1721) и знакомства с произведениями М. К. Латура, Ш. Перроно, П. Э. Лиотара, живописными портретами Риго, Куапеля, Ларжильера.

Пастельные портреты Каррьеры, в свою очередь, произвели большое впечатление на французских художников и знатоков искусства. П. Ж. Мариэтт составил полное описание портретов художницы и посвятил ей поэтический сонет, где назвал ее "виртуозом". Созданный в Вене пастельный портрет Метастазио в 30 лет (Дрезден, Картинная галерея) — один из ранних шедевров Розальбы. Полуфигура прославленного либреттиста, работавшего при венском дворе, изображена в трехчетвертном повороте. Маленькая черная бархатная шапочка эффектно оттеняет рыжеватые пряди волос и яркие голубые глаза. Колорит портретов Розальбы всегда строится на тональной разработке одного-двух цветов. Синего в портрете кардинала М. Де Полиньяка (Венеция, галереи Академии), серо-пепельного и черного — в портрете французского консула в Венеции Ле Блона (1727, Дрезден, Картинная галерея).

Художницу всегда интересует лицо модели, костюм же составляет необходимое декоративное дополнение в поиске тональных сочетаний. В жемчужно-серой гамме тонов написан портрет известной венецианской красавицы Катарины Барбариго. Портрет Марии Лабиа (Дрезден, Картинная галерея), возлюбленной президента парламента Дижона де Бросса, построен на нежном сочетании оттенков розового и голубого цветов. В серии портретов венецианских знатных дам (gentildonne, как их называли в Венеции) передана легкость характеров изображенных (Изабелла Пизани, Лукреция Мочениго, оба — Дрезден, Картинная галерея). В этих портретах Розальбы проявилась уходящая изысканность эпохи рококо. Ок. 1745 художница перестала работать из-за слепоты и последние десять лет делала лишь реплики своих пастелей с помощью сестры Джованны.

В Автопортрете в виде Поэзии (1747, Венеция, Ка’Реццонико) с особой силой прозвучали ноты меланхолии, присущие ее поздним работам. Темный коричневатый колорит пастели, пятно зеленой наколки на голове в виде плюмажа из виноградных листьев, ассоциирующейся с венком победителя, безразличный взгляд усиливают чувство грусти, рождаемое этим портретом-аллегорией, повествующем о трудности творчества. Искусство Розальбы Каррьеры, этой талантливой художницы, оказало значительное влияние на живописный камерный портрет не только итальянских, но и французских мастеров. В пастели ее прямыми последователями в Венето были Дж. Ногари, женщины-художницы Ф. Павона (1692—1771) и М. Молин (1740—1772). В портретной миниатюре ее традиции продолжила Марианна Карлеварис (1703—1750), дочь ведутиста Л.

Карлевариса.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di proprio mano in Parigi da R. Carriera, dipintrice famosa. Venezia, 1743. Malamani V. Rosalba Carriera. Bergamo, 1910. Gatto G. Per la cronologia di R. Carriera // Arte Veneta. 1971. Anno XXVI. P. 182—192..

Значения в других словарях
Каррье-Беллез

, Альбер Эрнест (Carrier-Belleuse Albert-Ernest) 1824, Анизи-ле-Шато — 1887, Севр. Французский скульптор. В 1840 был принят в Школу изящных искусств в Париже. Учился у известного скульптора П. Давида д’Анже. С 1851 успешно выставляется в Салоне — это портреты, композии на сюжеты античной мифологии (Геба с орлом Юпитера, 1858, Париж, музей Орсе). В творчестве Каррье-Беллеза традиции неоклассицизма нередко сочетаются с наследием рококо, а подчас в нем слышны отзвуки барокко. В 1863 его Вакханка (П..

Каррьер

, Эжен (Carriere, Eugene) 1849, Гурне, Сен-Дени — 1906, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. В 15 лет был определен учеником в литографскую мастерскую в Страсбурге (1864—1867). С 1869 — в Париже, часто бывает в Лувре. Под впечатлением пастелей Латура, живописи Рубенса загорается желанием стать художником и поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую А. Кабанеля. Во время франко-прусской войны Каррьер в качестве пленного попадает в Дрезден. После падения Парижской ком..

Карстенс

, Асмус Якоб (Carstens, Asmus Jacob) 1754, Шлезвиг — 1798, Рим. Датский живописец, рисовальщик, скульптор, мастер европейского "искусства около 1800 года". Родился в Шлезвиге, который переходил то к Дании, то к Швеции, поэтому Дания и Германия считают его своим художником. С 15 лет учился у И. Г. Тишбейна Старшего. Под влиянием идей Д. Уэбба, И. И. Винкельмана, А. Р. Менгса стал последователем пластической доктрины поэтики "возвышенного исполнения". В 1771—1776 занимался в Академии художеств в К..

Карус

, Карл Густав (Carus, Carl Gustav) 1789, Лейпциг — 1869, Дрезден. Немецкий художник. По профессии врач-физиолог, не получил специального художественного образования. Самостоятельно занимался живописью. Испытал влияние К. Д. Фридриха. Работал в Лейпциге и Дрездене. Писал пейзажи в духе романтиков. Кладбище в Ойбине, Мастерская в Мондшайне (оба — Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Жил и работал в Италии, где писал ландшафтные виды (Вид Колизея ночью, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) с различн..

Дополнительный поиск Каррьера Каррьера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каррьера" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каррьера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа