Корреджо

171

, Антонио (Correggio, Antonio), наст. Имя Антонио Аллегри Ок. 1489/1494, Корреджо — 1534, Парма. Итальянский живописец. Работал в Парме. Выходец из провинциальной художественной среды, в юности соприкоснувшийся с традициями Мантеньи и окончательно сформировавшийся в контакте с различными школами живописи Высокого Возрождения — от флорентийско-римской до ломбардских последователей Леонардо да Винчи, — Корреджо нашел свой, особый путь в итальянском искусстве первой трети XVI в. Его творчество не вписывается в традиционные рамки Высокого Возрождения и в то же время почти не имеет точек соприкосновения со складывающимся в 1520—1530-е маньеристическим направлением. Наделенный мощным художественным темпераментом, тягой к новизне, богатством фантазии, утонченным даром живописца, Корреджо обогатил итальянскую живопись изобразительными и образно-эмоциональными открытиями, предвосхитившими живопись итальянского барокко XVII в.

Двадцатилетний творческий путь Корреджо отмечен созданием серии больших алтарных картин (Мадонна со св. Франциском, 1514—1515. Мадонна со св. Себастьяном, ок. 1524—1526, обе — Дрезден, Картинная галерея. Мадонна со св. Иеронимом, т. Н. День, ок. 1524, Парма, Нац. Галерея. Рождество, т. Н. Ночь, ок. 1527—1530, Дрезден, Картинная галерея. Мадонна делла Скоделла, ок. 1526—1530, Парма, Нац. Галерея. Мадонна со св. Георгием, ок. 1530—1532, Дрезден, Картинная галерея). Начав с традиционного для итальянской алтарной картины начала XVI в. Типа торжественного алтаря с Мадонной на троне и стоящими у его подножия святыми и внеся в эту схему объединяющую персонажей религиозную эмоциональность и плавно перетекающее от фигуры к фигуре движение, Корреджо вводит затем в алтарные композиции новые темы — небесное явление Мадонны взволнованным святым, ночное Рождество, отдых на пути в Египет.

Он вносит в композиции театрализованность, религиозную аффектацию, сочетает величественность с камерными мотивами, героизированность с нежностью и чувственностью, экспрессию поз и жестов с живописной мягкостью и тонко переданными эффектами яркого солнечного света, полутонов вечернего света, ночного освещения. Камерное начало, утонченность и чувственная красота образов характерны для религиозных композиций Корреджо небольшого формата и его мифологических композиций (Отдых на пути в Египет, ок. 1518, Флоренция, галерея Уффици. Мадонна делла Латте, ок. 1523, Будапешт, Музей изобразительных искусств. Мадонна с корзинкой, ок. 1523—1524, Лондон, Нац. Галерея. Поклонение Мадонны Младенцу, ок. 1522, Флоренция, галерея Уффици.

Даная, ок. 1531, Рим, галерея Боргезе. Ганимед. Юпитер и Ио, обе — ок. 1530, Вена, Музей истории искусства. Леда, ок. 1532—1533, Берлин, Гос. Музеи). Новаторский характер творчества Корреджо особенно полно проявился в его росписях. В первой из них — очаровательном маленьком ансамбле Камера ди Сан Паоло (1519, Парма, монастырь Сан Паоло) — Корреджо использовал утонченные иллюзионистические эффекты, уподобив при помощи своих фресок свод небольшого квадратного помещения шатру густо увитой виноградными лозами беседки, в круглые окна которой заглядывают шаловливые путти. Ансамбль дополняют изображенные в иллюзорных люнетах в основании свода мифологические сцены, с филигранной тонкостью написанные гризайлью и имитирующие скульптуры.

В росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520—1521, Парма) Корреджо первым из живописцев XVI в. "прорывает" поверхность купола, изображая разверстые небеса и парящего в них Христа, представленного в ракурсе снизу, как и восседающие в облаках апостолы. В росписях купола пармского собора (1524—1530) Корреджо усложняет этот эффект. Восьмигранный купол превращен в глубокое, необъятное пространство неба со множеством парящих в облаках фигур и озаряющим центр небесного свода сиянием, в котором предстает стремительно слетающая с небес фигура Христа (или архангела Гавриила), чтобы принять душу Мадонны. Росписи купола пармского собора стали образцом для купольных росписей художников позднего маньеризма и барокко.Лит.

Gould C. The Paintings of Correggio. Ithaca, 1976..

Значения в других словарях
Коро

, Жан-Батист Камиль (Corot, Jean-Baptiste Camille) 1796, Париж — 1875, Виль-д’Авре, близ Парижа. Французский живописец и график. Учился у А. Мишалона, затем у Ж. В. Бертена. В 1825 Коро уезжает на три года в Италию, которую посетил затем в 1834, 1843. Как каждого северянина, художника поразила красота южной природы, величие и "скомпонованность" пейзажа. Его итальянские полотна хранят радостную непосредственность впечатлений, передают состояние отрадной "раскованности" чувств, которое сопутствова..

Коррадини

, Антонио (Corradini, Antonio) 1668, Эсте — 1752, Неаполь. Итальянский скульптор венецианской школы. Ученик А. Тарсиа. В 1709—1710 участвовал в конкурсе на украшение церкви Сан Стае в Венеции. Архитектор Д. Росси поручил работы в храме Коррадини и др. Мастерам (возможно, его произведениями являются статуи Вера и Надежда в тимпане). Работал в Эсте (алтарь собора), Ровиго, Удине, Парме, Венеции. С 1721 — в Вене, Дрездене, Праге. Развивал традиции Дж. Л. Бернини в духе веризма XVIII в. В 1740—1741 ..

Кортона

, Пьетро да (Cortona, Pietro da), наст. Имя Пьетро Берретини 1596, Кортона — 1669, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Один из ведущих мастеров итальянского барокко. Как живописец учился у А. Коммоди и Б. Чарпи. Работал в Риме и во Флоренции. В живописных работах Пьетро да Кортоны стилистические черты итальянского барокко получили наиболее полное выражение. Соединявший дарования выдающегося архитектора и виртуозного живописца, Пьетро да Кортона нашел ставшую отправной точкой для его продолж..

Косса

, Франческо дель (Cossa, Francesco del) Ок. 1436, Феррара — 1478, Болонья. Итальянский живописец. Мастер феррарской школы. Работал в Ферраре и Болонье (с 1472). Один из ведущих мастеров феррарской школы, Франческо дель Косса унаследовал от своего старшего современника Козимо Туры такие характерные для стилистики этой школы черты, как резкая, иногда граничащая с гротеском характерность образов, напряженность ритма, жесткость моделировки форм, эмалевая драгоценность цвета. В то же время более заме..

Дополнительный поиск Корреджо Корреджо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Корреджо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корреджо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа