Кортона

144

, Пьетро да (Cortona, Pietro da), наст. Имя Пьетро Берретини 1596, Кортона — 1669, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Один из ведущих мастеров итальянского барокко. Как живописец учился у А. Коммоди и Б. Чарпи. Работал в Риме и во Флоренции. В живописных работах Пьетро да Кортоны стилистические черты итальянского барокко получили наиболее полное выражение. Соединявший дарования выдающегося архитектора и виртуозного живописца, Пьетро да Кортона нашел ставшую отправной точкой для его продолжателей формулу художественного синтеза этих двух искусств. Основным акцентом живописной декорации у него, как и у других итальянских живописцев XVII в., является плафон, но, в отличие от мастеров болонской Академии Аннибале Карраччи, Рени, отчасти — Гверчино, сохранявших плоскость зеркала плафона, Пьетро да Кортона в колоссальном плафоне Апофеоз Божественного провидения (1640, Рим, палаццо Барберини) находит эффектное пространственное решение, адекватное своим прорывом вверх, динамикой, праздничным избытком жизненных сил стилистике архитектуры барокко.

Роспись зеркала плафона и распалубок представляет единое, полное бурного движения целое. Иллюзорный, круто уходящий вверх карниз, на фоне которого стремительно возносятся к небесам или низвергаются отдельные фигуры, сливает воедино "земные" и даже "подземные" (Кузница Вулкана) эпизоды с разверзающимся над головами зрителей облачным небом, парящими в нем аллегорическими фигурами и огромными пчелами (герб рода Барберини). Интонации ликующего апофеоза, образ праздничного, полного красочного великолепия, шумного и жизнерадостного мира, определяющие характер этого плафона, сохраняются в более скромных по размерам плафонах парадных залов флорентийского палаццо Питти (1641—1647), выполненных Пьетро да Кортона с помощью Чиро Ферри.

Другая грань дарования художника раскрывается в росписях Камера делла Стуффа в палаццо Питти, изображающих Четыре века человечества — железный, бронзовый, медный, золотой (1637—1640). В этих написанных легкими прозрачными красками аллегорических сценах жизненная полнота и динамика барокко органично соединяются с возвышенным благородством и классическим обликом персонажей, чистотой и ясностью рисунка, выдающими соприкосновение художника с эстетикой классицизма. Соединение барочной и классицистической стилистики характерно и для станковых картин Пьетро да Кортоны (Изгнание Агари, ок. 1637—1642, Вена, Музей истории искусства. Похищение сабинянок, 1629, Рим, Капитолийские музеи. Встреча Иакова и Лавана, 1640.

Изгнание Агари, 1640-е, обе — Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, и др.).Лит. Munos A. Pietro da Cortona. Roma, 1921. Briganti G. Pietro da Cortona o della pittura barocca. Firenze, 1960..

Значения в других словарях
Коррадини

, Антонио (Corradini, Antonio) 1668, Эсте — 1752, Неаполь. Итальянский скульптор венецианской школы. Ученик А. Тарсиа. В 1709—1710 участвовал в конкурсе на украшение церкви Сан Стае в Венеции. Архитектор Д. Росси поручил работы в храме Коррадини и др. Мастерам (возможно, его произведениями являются статуи Вера и Надежда в тимпане). Работал в Эсте (алтарь собора), Ровиго, Удине, Парме, Венеции. С 1721 — в Вене, Дрездене, Праге. Развивал традиции Дж. Л. Бернини в духе веризма XVIII в. В 1740—1741 ..

Корреджо

, Антонио (Correggio, Antonio), наст. Имя Антонио Аллегри Ок. 1489/1494, Корреджо — 1534, Парма. Итальянский живописец. Работал в Парме. Выходец из провинциальной художественной среды, в юности соприкоснувшийся с традициями Мантеньи и окончательно сформировавшийся в контакте с различными школами живописи Высокого Возрождения — от флорентийско-римской до ломбардских последователей Леонардо да Винчи, — Корреджо нашел свой, особый путь в итальянском искусстве первой трети XVI в. Его творчество не в..

Косса

, Франческо дель (Cossa, Francesco del) Ок. 1436, Феррара — 1478, Болонья. Итальянский живописец. Мастер феррарской школы. Работал в Ферраре и Болонье (с 1472). Один из ведущих мастеров феррарской школы, Франческо дель Косса унаследовал от своего старшего современника Козимо Туры такие характерные для стилистики этой школы черты, как резкая, иногда граничащая с гротеском характерность образов, напряженность ритма, жесткость моделировки форм, эмалевая драгоценность цвета. В то же время более заме..

Костанци

, Плачидо (Costanzi, Placido) 1702, Неаполь — 1759, Рим. Итальянский живописец позднего барокко, гравер. Сын резчика гемм и гравера, золотых дел мастера Дж. Костанци. Обучался гравюре у отца, помогая ему в работе. Живописью занимался у Ф. Тревизани и затем у Б. Лути, выполняя рисунки с произведений А. Карраччи, Рафаэля. Работал в Риме по заказам кардиналов Альбертолли, Зондадари, Мартелли, Аквавива, Толомеи, исполняя росписи их дворцов в Риме и др. Городах. Во дворце кардинала Альбертоли написал..

Дополнительный поиск Кортона Кортона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кортона" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кортона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа