Купка

161

, Франтишек (Kupka, Frantisek) 1871, Опочно, Восточная Богемия — 1957, Пюто. Чешский живописец, работавший во Франции. Один из основоположников абстрактного искусства. С 13 лет был подмастерьем у шорника, затем учеником мастера, писавшего вывески. В 1888 поступил в художественно-промышленное училище в Яромерже, в 1889 — в пражскую Академию художеств. В 1892 переехал в Вену, где продолжил обучение в Академии художеств и одновременно увлекся теософией. В 1896 обосновался в Париже и практически не покидал Францию до конца жизни. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графических и живописных работах кон. 1890-х — нач. 1900-х преобладает социально-критический пафос (Деньги, 1899, Прага, Нац. Галерея). Одновременно писал спиритуалистические аллегории, характерные для символизма (Путь молчания, 1903, Прага, Нац.

Галерея). В 1911 Купка включился в созданную братьями Дюшан "группу Пюто", в которую входили также Ф. Леже, Х. Грис, Ж. Метценже, А. Архипенко. С этого времени, отказавшись от сюжетной и аллегорической живописи, художник сосредотачивает внимание на решении формально-пластических задач. В "диких" картинах 1907—1910 проявилось его увлечение искусством греческой архаики, крито-микенским искусством (серия Жиголетты). Под воздействием футуристической теории симультанности, а также знакомства с современными научно-техническими достижениями (хронофотография, рентгеновские лучи) Купка обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты (Женщина, собирающая цветы, 1910—1911, Париж, Нац.

Музей современного искусства). К 1911—1912 относятся его первые абстрактные композиции (Круги Ньютона, Париж, Нац. Музей современного искусства. Аморфа, фуга в двух цветах, 1912, Прага, Нац. Галерея. Этюд к языку вертикалей, 1911, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В абстракциях Купки радужные цвета располагаются по концентрическим пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свертывающихся и раскрывающихся пространств (Вокруг точки, 1911, Париж, Нац. Музей современного искусства. Размещение графических мотивов, 1912—1913, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В теоретическом сочинении Творение в пластических искусствах (написано в 1911, опубликовано в 1923) Купка изложил свои представления о назначении искусства.

Художник призван найти зримые эквиваленты "другой реальности" — миросозидающих, животворящих сил вселенной. Большая серия Горизонтальные и вертикальные планы (1913—1928) строится на сложных пересечениях призматических форм, в которых играют цвета преломленных световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готической архитектурой, музыкальной полифонией, космической гармонией (Собор, 1913, Париж, частное собрание. Голубое движение, 1924, Париж, Нац. Музей современного искусства). Длительное время Купка оставался одинокой фигурой во французском искусстве. В 1922 был назначен экстраординарным профессором пражской Школы изящных искусств (занимался обучением чешских студентов в Париже), что обеспечило ему материальную независимость.

Встретившись с Ван Дусбургом, в 1931 включился в объединение "Абстракция—Творчество". В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлеченная стереометрия сменяется в серии работ 1925—1935 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). После Второй мировой войны регулярно участвовал в Салоне новых реальностей, получил широкое признание как один из основателей абстракционизма.Лит. Vachtova L. Frantisek Kupka, Pioneer of Abstract Art. New York. Toronto, 1968. Fauchereau S. Kupka. Paris, 1988..

Значения в других словарях
Кульмбах

, Ганс фон (Kulmbach, Hans von), наст. Имя Зюс (Suss) Ок. 1480, Кульмбах, Верхняя Франкония — 1522, Нюрнберг. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился в Нюрнберге у венецианца Я. Де Барбари и Дюрера (1500—1503). Работал в основном в Нюрнберге, за исключением 1514—1516, когда в Кракове исполнял заказы на алтарные образы. Хорошо усвоив уроки своих учителей, особенно в разрешении колористических задач, Кульмбах уже в ранних произведениях демонстрирует искусное построение уходящего вглу..

Купецкий

, Ян (Kupecky, Jan) 1667, Пезинек близ Братиславы — 1740, Нюрнберг. Чешский и словацкий живописец эпохи позднего барокко. Учился в Вене у Б. Клауса (1684—1687), в Италии (Венеция и Рим, 1687—1707). Испытал влияние венецианских, римских, неаполитанских и болонских мастеров (К. Лота, Гисланди, Строцци, Рени). В 1700 открыл собственную мастерскую в Риме. В 1707—1723 работал в Вене, с 1723 — в Нюрнберге. Творчество Купецкого связано с жанром портрета. Среди его работ много изображений знати и владет..

Курбе

, Гюстав (Courbet, Gustave) 1819, Орнан — 1877, Ла-Тур-де-Пельс, Швейцария. Французский живописец, график, скульптор. Происходил из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане, затем в Художественной школе Безансона у местных художников. В 1839, с трудом уговорив отца, отправляется в Париж. Непродолжительное время рисует с натуры в частной студии Сюиса, работает упорно от зари до зари, но главной школой был Лувр. Курбе восхищается живописью испанцев — Веласкеса, Риберы, Сур..

Куртуа

, Жак, прозв. Бургиньон (Courtois, Jacques, dit Le Bourguignon) 1621, Сент-Ипполит — 1676, Рим. Французский живописец. Приехав в 15 лет в Италию, Куртуа остался там навсегда. Его жизнь была полна переездов и приключений, он был солдатом и монахом, бродягой и иезуитом. В сюжетах картин Куртуа — это преимущественно батальные сцены — нашли отражение его биография и жизненный опыт. Хронологию его творчества проследить трудно, т. К. Куртуа почти никогда не подписывал и не датировал свои картины, одна..

Дополнительный поиск Купка Купка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Купка" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Купка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа