Курбе

142

, Гюстав (Courbet, Gustave) 1819, Орнан — 1877, Ла-Тур-де-Пельс, Швейцария. Французский живописец, график, скульптор. Происходил из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане, затем в Художественной школе Безансона у местных художников. В 1839, с трудом уговорив отца, отправляется в Париж. Непродолжительное время рисует с натуры в частной студии Сюиса, работает упорно от зари до зари, но главной школой был Лувр. Курбе восхищается живописью испанцев — Веласкеса, Риберы, Сурбарана. Приезжая в родные места, с увлечением пишет пейзажи, краску накладывает густым слоем, мощно "лепит" объемы. Наряду с композициями на религиозные и литературные сюжеты (Лот с дочерьми, 1841, Париж, частное собрание) делает портреты, в основном изображая самого себя.

С явным удовольствием передает Курбе черты красивого лица, несколько романтизируя собственный облик (Человек с собакой, 1842, Париж, музей Пти-Пале. Раненый, 1844, Париж, Лувр. Счастливые влюбленные, 1844—1845, Париж, музей Пти-Пале. Человек с трубкой, 1846, Монпелье, Музей Фабра). Именно автопортретами он впервые заявляет о себе в Салоне. В 1846 посещает Голландию. Огромное впечатление, которое произвели на него произведения Халса и Рембрандта, особенно Ночной дозор последнего, укрепляют Курбе в поисках реалистического пути. Его задача, как он ее определяет сам, "запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке". Если романтиков влекло, как правило, нечто неординарное, если их герои выделялись из толпы, нередко бросая вызов обществу, если в поисках сюжетов они ездили в экзотические страны или черпали их из литературы и истории, то персонажи Курбе, напротив, люди самые обыкновенные, занятые к тому же обыденными делами.

Своим искусством реалисты утверждали простую истину, что сеять хлеб, прясть шерсть, пасти стада, строить дороги и т. Д. Столь же достойно, сколь совершать героические подвиги, и подобные сюжеты могут быть темой искусства. Это убеждение придавало героическую приподнятость полотнам Курбе, а его героям — значительность. Мастер пишет на холстах огромного размера, изображая фигуры почти в натуральную величину. Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Дробильщики камня (1849, Дрезден, Галерея новых мастеров). Похороны в Орнане (1849—1850, Париж, музей Орсе) — великолепное по живописи полотно, написанное сильной свободной кистью, на котором художник изобразил своих соседей по Орнану, собравшихся на торжественную траурную церемонию.

Это одно из самых значительных произведений реализма XIX в., оно подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь французской провинции. Работы Курбе имели как ярых противников, так и не менее убежденных сторонников, каждое новое полотно вызывало дискуссии в прессе. Вокруг мастера объединялись художники реалистического направления, однако официальные художественные круги относились к нему с открытой враждебностью. В Салон, приуроченный к Международной выставке 1855, не были приняты Похороны в Орнане и Ателье (обе — 1855, Париж, музей Орсе). В ответ Курбе арендовал отдельный павильон под вывеской "Реализм" и устроил в нем персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства (Манифест реализма).

В 1850—1870-х продолжает упорно работать, создавая жанровые композиции, натюрморты, пейзажи. Деревенские барышни (1851, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Купальщицы (1853), Встреча ("Здравствуйте, господин Курбе!". 1854, обе — Монпелье, Музей Фабра). Битва ланей (1866), Бушующее море (1870, обе — Париж, музей Орсе). Особенно хороши марины Курбе. Художник стремится не к иллюзии, а передает как бы саму суть морской стихии — грозную, суровую, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. Глядя на его пейзажи, кажется, будто слышишь грохот прибоя, ощущаешь дыхание морского ветра. Художник побывал в Германии, Австрии, Англии. В период Парижской коммуны (1871) был делегатом мэрии, председателем федерации художников.

После подавления Коммуны власти Третьей республики возбудили против Курбе судебный процесс, обвинив его в участии в разрушении Вандомской колонны. Он был осужден и заключен в тюрьм у. Выпущенный на свободу, вскоре (в 1873) подвергся судебному преследованию и приговорен к огромному штрафу, деньги от которого должны были использоваться для восстановления колонны. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию, Курбе умер в изгнании.Лит. Тихомиров А. Н. Гюстав Курбе. М., 1965. Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970. Калитина Н. Н. Гюстав Курбе. Очерк жизни и творчества. М., 1981. Мак Г. Гюстав Курбе. М., 1986. Leger C. Courbet et son temps. Paris, 1948. Courbet. Catalogue raisonne de l’?uvre. (1819—1865). Paris, 1978. Vol. I..

Значения в других словарях
Купецкий

, Ян (Kupecky, Jan) 1667, Пезинек близ Братиславы — 1740, Нюрнберг. Чешский и словацкий живописец эпохи позднего барокко. Учился в Вене у Б. Клауса (1684—1687), в Италии (Венеция и Рим, 1687—1707). Испытал влияние венецианских, римских, неаполитанских и болонских мастеров (К. Лота, Гисланди, Строцци, Рени). В 1700 открыл собственную мастерскую в Риме. В 1707—1723 работал в Вене, с 1723 — в Нюрнберге. Творчество Купецкого связано с жанром портрета. Среди его работ много изображений знати и владет..

Купка

, Франтишек (Kupka, Frantisek) 1871, Опочно, Восточная Богемия — 1957, Пюто. Чешский живописец, работавший во Франции. Один из основоположников абстрактного искусства. С 13 лет был подмастерьем у шорника, затем учеником мастера, писавшего вывески. В 1888 поступил в художественно-промышленное училище в Яромерже, в 1889 — в пражскую Академию художеств. В 1892 переехал в Вену, где продолжил обучение в Академии художеств и одновременно увлекся теософией. В 1896 обосновался в Париже и практически не ..

Куртуа

, Жак, прозв. Бургиньон (Courtois, Jacques, dit Le Bourguignon) 1621, Сент-Ипполит — 1676, Рим. Французский живописец. Приехав в 15 лет в Италию, Куртуа остался там навсегда. Его жизнь была полна переездов и приключений, он был солдатом и монахом, бродягой и иезуитом. В сюжетах картин Куртуа — это преимущественно батальные сцены — нашли отражение его биография и жизненный опыт. Хронологию его творчества проследить трудно, т. К. Куртуа почти никогда не подписывал и не датировал свои картины, одна..

Кусту, Гийом

(Coustou, Guillaume) 1677, Лион — 1746, Париж. Французский скульптор. Учился, как и его брат Николо, у своего дяди, известного скульптора Куазево. Жил некоторое время в Риме (1697—1703). Работал в Париже, Версале, Марли. Ректор Королевской академии живописи и скульптуры с 1733, в 1735—1738 — ее директор. Один из наиболее талантливых ваятелей 1-й пол. XVIII в. С 1707 скульптор короля. Автор двух парных скульптурных композиций. Укротители коней и Кони Марли (1739—1745, Париж, Елисейские Поля). Зн..

Дополнительный поиск Курбе Курбе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Курбе" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Курбе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа