Сарто

170

, Андреа дель (Sarto, Andrea del), наст. Имя Андреа д’Аньоло (Andrea d’Agnolo) 1486, Флоренция — 1531, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Учился у П. Ди Козимо. В 1518—1519 работал во Франции при дворе Франциска I. Андреа дель Сарто является самой яркой и значительной фигурой в недолгой истории флорентийской живописной школы Высокого Возрождения, окончательно сложившейся в конце 1-го десятилетия XVI в. Вслед за Рафаэлем он наиболее полно и органично выразил классическое начало Высокого Возрождения, тяготение к гармоническому равновесию и ясности величаво-возвышенного стиля. Связанный художественным образованием с последним поколением мастеров Раннего Возрождения, традиции которого частично сохраняются в его первых работах (Св.

Семейство, ок. 1507—1508, Бари, Пинакотека. Фресковый цикл История св. Филиппа Беницци, 1509—1510, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата), он легко и естественно усвоил в работах Леонардо да Винчи, Рафаэля, фра Бартоломмео обобщенный и возвышенный язык Высокого Возрождения. Наделенный безупречным чувством меры, почти музыкальным ощущением пластической красоты свободных и спокойных поз, плавных жестов, редким для флорентийца дарованием объединять формы и краски тонкими переходами дымчатой светотени, А. Дель Сарто внес в искусство Высокого Возрождения неповторимую ноту чуть печальной поэтической задумчивости. Свободное владение величавым стилем Высокого Возрождения художник демонстрирует уже в алтаре Благовещение (1512—1514, Флоренция, галерея Уффици) и фреске Рождество Девы Марии (1513—1514, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата).

Вершиной творчества Сарто являются алтарные картины Мадонна с гарпиями (1517, Флоренция, галерея Уффици) и Диспута (Спор о Троице, ок. 1519—1520, Флоренция, галерея Питти), Аллегория Каритас (1518, Париж, Лувр), фреска Мадонна дель Сакко (1525, Флоренция, церковь Сантиссима Аннуциата) и др., принадлежащие к самым гармоническим творениям живописи Высокого Возрождения. Особые интонации этим спокойным и ясным, полным ритмического равновесия композициям придают тонкая, несколько элегическая одухотворенность персонажей, разреженность ритма, пространственные паузы, особый характер фона, нейтрального, но превращенного переходами светотени в пространственную среду. Эффект необъятного, заполненного колебаниями света и тени пространства особенно велик в росписи Тайная вечеря (1526—1527, Флоренция, монастырь Сан Сальви).

Сдержанно и благородно выраженные эмоции господствуют в повествовательных композициях художника, самыми значительными из которых являются сцены, входящие в обширный цикл История Иоанна Крестителя (1509—1526, Флоренция, Кьостро дельи Скальци), выполненный с помощью Ф. Франчибиджо в технике золотисто- или оранжево-коричневой гризайли. Более внешнее, иногда аффектированное выражение получает у Сарто появляющееся с сер. 1520-х драматическое начало (Жертвоприношение Авраама, ок. 1525—1530, Дрезден, Картинная галерея. Ассунта Пассерини, ок. 1526. Ассунта Панчатики, ок. 1522—1523, обе — Флоренция, галерея Питти). А. Дель Сарто был одним из лучших флорентийских портретистов 1-й пол. XVI в. Его немногочисленные портреты, написанные в энергичной, широкой живописной манере, полные движения, отличает открытая, напряженная сила духовной жизни моделей (Портрет скульптора, ок.

1517— 1518, Лондон, Нац. Галерея. Портрет жены художника Лукреции дель Феде, ок. 1515, Флоренция, галерея Уффици).Лит. Дажина В. Д. Андреа дель Сарто. М., 1986. Freedberg S. Andrea del Sarto. Cambrige (Mass.), 1963. Vol. 1—2. Shearman J. Andrea del Sarto. Oxford, 1965. Vol. 1—2..

Значения в других словарях
Санчес Коэльо

, Алонсо (Sanchez Coello, Alonso) Ок. 1531, Бенифайро, Валенсия — 1588, Мадрид. Испанский живописец. Юность провел в Португалии, у своего деда, уехавшего в молодости в эту страну. Был приближен ко двору португальского короля Жоана III, пославшего его учиться в Нидерланды, где в Брюсселе он стал учеником А. Мора, с которым еще раньше мог встретиться в Лиссабоне. В 1555 переехал в Испанию, и судьба его как придворного живописца до конца дней была связана с испанским королевским домом. В 1560 получ..

Сарджент

, Джон Сингер (Sargent, John Singer) 1856, Флоренция — 1925, Лондон. Американский живописец, творчество которого в большей своей части связано с искусством ряда европейских стран. Будучи одним из самых известных в свое время художников, он писал главным образом портреты высшей знати. Сарджент происходил из зажиточной семьи врача. Он рано проявил способности к рисованию. Его первым наставником в искусстве стал в 1868 живший в Риме пейзажист Карл Уэлш, американец немецкого происхождения. В 1870 по..

Северини

, Джино (Severini, Gino) 1883, Кортона — 1966, Париж. Итальянский живописец. В 1899 приехал в Рим, где посещал вечерние курсы школы Виллы Медичи. В 1900 встретился с Балла и Боччони, которые познакомили его с системой дивизионизма. В 1906 прибыл в Париж, где воочию увидел живопись Сёра и Синьяка, завязал знакомство с Модильяни, Браком, Дюфи, Утрилло. Пейзажи этого времени, написанные в пуантилистической манере, насыщены светом, интенсивными вибрациями воздушной среды (Весна на Монмартре, 1908, П..

Сегантини

, Джованни (Segantini, Giovanni) 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария. Итальянский живописец. В 1876 переехав с семьей в Милан, начал заниматься в Академии художеств, но вскоре оставил ее. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. После знакомства в 1879 с братьями В. И А. Грубичи, художниками и маршанами, бывавшими в Париже, Сегантини увлекается французским искусством. По репродукциям, привезенным Грубичи, изучает прои..

Дополнительный поиск Сарто Сарто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сарто" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сарто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа