Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг

94

(1749-1832) - нем. Поэт и мыслитель. Его филос. Поэтические и научные понятия не просто дополняли, но взаимопроникали друг в друга, что сделало его неповторимой и оригинальной фигурой в истории мировой философии и культуры. Г. Попытался создать такую науку, которая обходилась бы без наблюдения и эксперимента, без аппарата понятий и всевозможных методологических процедур. Основной метод такой науки - живое приобщение к объекту исследования путем чистого беспредпосылочного переживания объектов природы. Природа у него не объект познания, а объект изумления.Там, где ученый овладевает традиционным аппаратом науки, он становится профессионалом, а Г. Всегда считал себя любителем, поскольку этот термин произволен от слова "любить".

Профессионал - не любитель, и потому от него скрыта исконная цель его профессии. Для того чтобы достичь живого созерцания, в котором природа получает возможность выговориться через человека, надо быть не ученым-профессионалом, а ученым-поэтом или мыслителем-поэтом. Люди забыли, считает Г., что наука развилась из поэзии, не принимают во внимание, что со временем обе к абсолютной пользе могут снова встретиться на более высокой ступени. Созерцание является важнейшей формой открытия мира, мир раскрывается не рассудку посредством слов и гипотез, а созерцанию посредством феноменов. Г. Называл их первичными феноменами, или прафеноменами, потому что в явлении нет ничего выше их. Непосредственное восприятие первичных феноменов повергает человека в своего рода страх, потому что мир является обнаженным его чувствам.

Но быстро появляется деятельный сводник - рассудок, который все подводит под известные понятия, все классифицирует и обозначает, и мир опять "закрывается" перед нами. Вместо того чтобы вглядеться в мир, в единичность, увидеть целостность, в одном цветке или стебле узреть превращение одной живой формы, а в позвонке - метаморфозы всех животных, человек заслоняется теоретическими воззрениями, знаками, формулами.И это действительно трудно - "не ставить знак на место вещи", все время иметь перед собой живую сущность и не убивать ее словами. Притом в новые времена нам, полагал Г., грозит еще большая опасность в связи с тем, что мы позаимствовали выражения и термины из всех познаваемых областей, чтобы выражать воззрения на простые природные явления.

На помощь призываются астрономия, космология, естествознание, даже религия и мистика. И часто общее через частное, элементарное через производное закрывается и затемняется, вместо того чтобы выявляться и познаваться.Главное - ничего не искать за феноменами, они сами - учение. Метод живого созерцания в области биологии и зоологии, в области цвета (поиски и описание прафеноменов) привел Г. К серьезным научным достижениям. В созерцании мы приходим к пониманию целого не как суммы частей, а как некой организации, композиционности. Всякий предмет является символом целостности, в любом живом восприятии скрыты бесконечные горизонты, свидетельствующие о непостижимой сложности вещи или явления. "Настоящая символика там, где частное представляет всеобщее не как сон или тень, но как живое откровение непознаваемого".Разница в подходах к миру абстрактной науки и живого созерцания явственно видна в различии подходов к природе цвета у Г.

И И. Ньютона. Ньютон как физик полагал, что белый цвет - комбинированный, он заключает в себе все цвета, цвет можно рассматривать как объект с определенными физическими параметрами. У Г., который подходил к цвету как художник с зорким взглядом, пронизывающим природу, цвет возникает из соприкосновения света и тьмы, цвет есть специфицированный свет, а тьма играет активную роль в этой спецификации. Цвет - не абстракция, он может быть понят только в живом приобщении к этому феномену. В "Очерках учения о цвете" Г. Писал, что синее вызывает у нас чувство одиночества, напоминает нам о тени, синее стекло показывает предметы в печальном виде, а голубую краску он называл "волнующим ничто". Нужно очистить созерцание от условностей, от мысленных определений, до сих пор встречаются люди, принимающие условную графическую символику за реальность, полагающие, что свет в самом деле доходит до нас волнами.

Самое трудное - видеть перед глазами то, что у тебя перед глазами.Но созерцание - это не просто смотрение, это мысль, в которой форма и содержание даны в неразрывном единстве, и потому она является "созерцательной мыслью". И высшим достижением такой мысли является любовь. У природы "нет речей и языка, но она создает тысячи языков и сердец, которыми она говорит и чувствует. Венец ее - любовь. Любовью только приближаются к ней. Бездны положила она между созданиями, и все создания жаждут слиться в общем объятии. Она разобщила их, чтобы опять соединить. Одним прикосновением уст к чаше любви искупает она целую жизнь страданий".Широкий круг филос. И научных проблем, поднятых Г., нашел отражение и в его художественных произведениях, прежде всего в "Фаусте".

Огромно влияние его "синтетической философии", в которой органично сплелись философия, поэзия и наука, на 19 и 20 вв., на философию Ф. Ницше, Г. Зиммеля, О. Шпен-глера и многих др.Избр. Соч. По естествознанию. М., 1957. Избр. Филос. Произв. М., 1964. Зиммель Г. Истина и личность (из книги о Гете) // М., 1912-1913. Кн. 1-2. Свасьян К.А. Философское мировоззрение Гете. Ереван, 1983. Gаdamer H.-G. Goethe und die Philoso-phie. Leipzig, 1947.В.Д. Губин.

Значения в других словарях
Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг

ГЕТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Начал с бунтарства "Бури и натиска". Сентиментального романа "Страдания молодого Вертера" (1774). Через период т. Н. Веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности ("Римские элегии", 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма "Эгмонт", 1788) тенденциями, Гет..

Гессен Сергей Иосифович

(1887-1950) - русский философ, педагог, правовед. Учился в Гейдельбергском (у В. Вин-дельбанда, Б. Ласка, М. Контора, Г. Еллинека) и во Фрей-бургском (у Г. Риккерта и И. Кона) университетах. В 1909 защитил докторскую диссертацию ("Об индивидуальной причинности"). По возвращению в Россию с 1910 по 1914 входил (вместе с Ф.А. Степуном, Б.В. Яковенко (с 1911), В.Е. Се-земаном (с 1913), в редакцию журнала "Логос". Регулярно выезжал по делам журнала в Германию, кроме того слушал курсы у Когена, Наторп..

Гёссен Сергей Иосифович

..

Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг

(1749-1832) - немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. Насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Г., пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Г. Являет собой яркий пример скорее..

Гетерогенный

(греч. Heterogenes разнородный) – принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов. Противоположность – см. Гомогенный.. ..

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг

(28.8. 1749, Франкфурт-на-Майне, — 22.3.1832, Веймар), нем. Поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. Поч. Ч. Петерб. АН с 1826. Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников нем. Лит-ры нового времени. Учился в Лейпцигском (1765—68) и Страсбургском (1770—71) ун-тах. С 1775 жил в Веймаре, занимая высокие адм. Должности в Саксен-Веймарском герцогстве.В наследии Г. Худож. Творчество и ес-теств.-науч. Изыскания дополняли друг друга. Универсализм интересов и творчества..

Дополнительный поиск Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 30 символа