Гражданское Общество
Сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Г.о. Включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, а именно. Экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные отношения и др. Впервые термин "Г.о." был употреблен еще в 16 в. В комментарии к "Политике" Аристотеля, где Г.о. Противопоставлялось "политическому обществу", т.е. Миру профессиональной политики. По традиции, берущей начало от К. Маркса, Г.о. Противопоставляется гос-ву. Начиная с 1970-х гг. Термин "Г.о." становится одним из наиболее популярных в спорах о различиях между капитализмом и социализмом.Отчленение Г.о.
От гос-ва начинается при капитализме, хотя элементы его имелись еще в антич. Демократических гос-вах. В средневековом феодальном обществе Г.о. Нет и отсутствует почва для его возникновения.В капиталистическом обществе гос-во избегает вмешиваться в частную жизнь граждан, не навязывает им единую идеологию и единую систему ценностей. Многообразные интересы людей реализуются через их совместную деятельность, для организации которой они вступают в добровольные, неподотчетные гос-ву объединения и ассоциации. Негосударственные, неправительственные организации, отражающие интересы индивидов, не входят в официальную статистику и с трудом поддаются учету. По некоторым данным, только в США деятельность сотен тысяч подобных организаций финансируется более чем 25 тыс.
Благотворительных фондов. В Норвегии на каждые шесть жителей приходится по одной неправительственной организации.Гражданские ассоциации способствуют развитию у своих членов чувства сотрудничества, солидарности, преданности обществу. Индивиды, добровольно включающиеся в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, приобретают не только навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные начинания, но и невольно учатся самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других.Гос-во всегда стремится подмять под себя граждан, сузить сферу их нерегламентированной деятельности, разобщить и атомизировать их. Т.о., будучи противовесом гос-ва, стремится ограничить его деятельность политической сферой, оставляя все остальное свободному выбору индивидов.Капиталистическое гос-во является, как подчеркивал еще Г.В.Ф.
Гегель, условием создания Г.о. Это гос-во формулирует законы, ограждающие индивидов и их добровольные объединения от вмешательства со стороны органов государственной власти. Это не означает, однако, вопреки Гегелю, что гос-во стоит неизмеримо выше Г.о. Со своей стороны, Г.о. Оказывает постоянное воздействие на гос-во, воздействие, без которого гос-во никогда не пошло бы на значительное ограничение своей компетенции.Взаимодействие Г.о. И гос-ва может быть прояснено путем противопоставления коммунитарных и структурных социальных отношений. Первые - это отношения равных во всем людей, вторые - отношения по должностям, статусам и ролям, открыто предполагающие неравенство индивидов. Коммунитарными являются, напр., отношения между братьями и сестрами, между избирателями, между пассажирами транспорта, между членами политических партий, разного рода церквей, сект и т.п.
Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и их детьми, между учителями и их учениками и т.п. Структурность - это антикоммунитарность, неравенство индивидов, многообразие их классификаций и противопоставлений по статусу, роли, должности, собственности, полу, одежде и т.п. Коммунитарные отношения только в редких случаях проявляются в чистом виде, обычно они переплетаются со структурными отношениями. Напр. В семье, где все ее члены в общем-то равны, есть вместе с тем дети и родители, среди пассажиров транспорта есть молодые и пожилые и т.п. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Если одни из них получают явный приоритет, об обществе можно сказать, что оно нездорово.
Преобладание структуры ведет к тому, что коммунитарные отношения проявляются извне и против закона. Преувеличение роли коммунитарных отношений в социальных движениях уравнительного типа, как правило, вскоре сменяется деспотизмом, бюрократизацией и др. Видами структурного ужесточения.Одним из главных источников структуризации общества является гос-во. Основной источник коммунитарных отношений - Г.о. "Членство в гражданском обществе требует равных прав и обязанностей для всех, что достигается горизонтальными связями взаимности и кооперации, а не вертикальными связями авторитета и подчиненности. Граждане взаимодействуют как равные, а не как патрон с клиентом или правитель с подданным..." (Р. Патнэм). Гос-во привносит упорядоченность в Т.о., ограждает его от вмешательства, задает правила его игры.
С др. Стороны, Г.о. Периодически обновляет и освежает структурные отношения, устанавливаемые и оберегаемые гос- вом. Главным инструментом воздействия Г.о. На гос-во является демократия. Противостояние и одновременно взаимозависимость гос-ва и Г.о. Можно представить с помощью схемы. Гос-во -> законы -> Т.о. Г.о. -> демократия -> гос-во. Демократические выборы органов государственной власти - это краткие, периодически повторяемые периоды безраздельного доминирования Г.о. Над гос-вом, коммунитарных отношений над структурными. Итогом такого господства является обновленное гос-во, способное в течение определенного периода находиться в известной гармонии с Г.о. Понятия демократии и Г.о. Неразрывно связаны, т.о., друг с другом.Марксизм мечтал об освобождении человека от раздвоенности между политическими и экономическими заботами, о стирании грани между человеком политическим, моральным и человеком экономическим, эгоистическим.
Поскольку такая грань является неотъемлемой чертой Т.о., марксизм оценивал последнее как обман. Многообразие ин-тов Т.о., противостоящих гос-ву, уравновешивающих его и одновременно находящихся под его покровительством, является, с позиции марксизма, только фасадом, скрывающим угнетение и насилие и даже способствующим их усилению. Коммунистическое гос-во, осуществлявшее коренную перестройку экономической, социальной и духовной жизни общества, не предполагало ни разделения экономики и политики, ни автономии и суверенитета своих индивидов. Это гос-во лишило Г.о. Всех его функций и в конечном счете поглотило его. Г.о. На долгие десятилетия перестало быть противовесом гос-ва, получившего полный контроль над всеми сторонами жизни коммунистического общества.
Поглощение Г.о. Гос-вом составляет одну из характерных черт тоталитаризма.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.А.А. Ивин.
Дополнительный поиск Гражданское Общество
На нашем сайте Вы найдете значение "Гражданское Общество" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гражданское Общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 20 символа