Когнитивная Наука

137

(от лат. Cognito - познание. Англ. Cognitive science - наука о процессах познания) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины. Эпистемологию, когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.Основания К.н. Были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Дж. Буля, что мы шл ен ие есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информацию правомерно представить как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит - это двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1).

Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению мозга. Уже в 1948 У. Мак- Каллок и У. Пите выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации в принципе может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К.н. Внесли также работы Н.

Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. Анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится скорее правилом, чем исключением.Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К.н. Оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений.

Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных компьютерных моделей (напр., разработанная еще в 1958 А. Ньюэллом и Г. Саймоном программа "Логичный теоретик"), которые в принципе могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Др. Направление связано с разработкой экспертных систем, т.е. Программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач.В К.н. Разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход - сим-волицизм (symbolicism) - рассматривает мышление в терминах обработки символьной информации. Второй подход - коннекционизм (connectionism) - исходит из аналогии мыслительных процессов множеству соединений между узлами в сети.

К.н. Стремится дать объяснения лишь тем механизмам, участвующим в ментальных процессах, которые эмпирически фиксируются психологией, напр. - рассуждения, планирование, распознавание объектов и т.д.Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. Thagard Р. Mind Introduction to Cognitive Science. Cambridge, 1996..

Значения в других словарях
Когнитивная Наука

(англ. Cognitive science) - широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области сотрудничают философы и логики, лингвисты и семиотики, специалисты по компьютерным наукам и искусственному интеллекту, математики. И, конечно, специалисты по когнитивной психологии, нейропсихологии, детской психологии и когнитивной антропологии. См. Моделиро..

Коген (Сohen) Герман

(1842—1918) — немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы. "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др. К. Начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865—1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вок..

Когерентность

(от лат. Cohaerere быть связанным) – взаимосвязь. Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи. Когерентные законы онтологии выражают связь в том плане, в каком она существует между категориями какого-либо слоя (см. Учение о слоях). Факторы когерентности (мотивы когерентности) в психологии – участки памяти, которые обращают на себя внимание своим сходством, пространственной или временной близостью, симметричным расположением, характером формы и т..

Когнитивная Система

(от лат. Cognito - познание, узнавание, ознакомление) - многоуровневая система, обеспечивающая выполнение всех основных когнитивных функций живого организма. Понятие "К.с." возникло в результате широкого применения в когнитивной науке модели переработки информации и построения на ее основе разного рода когнитивных моделей человеческого познания. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд гипотетических этапов, каждый из которых включает набор уникальн..

Когнитивная Эволюция

(от лат. Cognito - познание, узнавание, ознакомление) - эволюционные изменения в доминирующих способах переработки когнитивной информации. Представления о К.э. Сформировались в результате довольно успешных попыток применения когнитивных моделей в психофизиологии и этнопсихологии, а также на основании работ амер. Нейрофизиолога Р. Сперри и его коллег, которым в 1970-х гг. Удалось экспериментально зафиксировать наличие двух относительно автономных когнитивных типов мышления - знаково-символическог..

Когнитивная Наука

КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ..

Дополнительный поиск Когнитивная Наука Когнитивная Наука

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Когнитивная Наука" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Когнитивная Наука, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа