Локк (Locke) Джон

108

(1632—1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. Относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после "славной революции" 1688 Л. Возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — "Опыт о человеческом разуме" (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет.

Почти одновременно были опубликованы "Письма о веротерпимости", "Трактаты о государственном правлении" и др. К названным примыкают следующие значительные произведения. "О пользовании разумом" (1706), "Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге"(1694). В своем основном труде Л. Развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. О познании и его концепции человека — отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л.

Обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие — т.наз. "простые идеи", которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. Называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, — идеи первичных и идеи вторичных качеств.

Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствую- щим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его т.зр., остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. Нельзя считать агностиком. По Л., наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе. Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л.

Рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. Лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о "естественном праве"и "общественном договоре", согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом. Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л.

К созданию теории разделения властей, где власть делится на. 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. Развивает идею буржуазного конституционного правления. Конституционная парламентская монархия, с его т.зр., выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса.

Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти. Л. Не создал последовательного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов. На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла. Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, т.е. То, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, т.е. Вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении. Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания.

Поэтому веротерпимость — одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. Посвятил четыре письма "о веротерпимости". Философия Л. Была вершиной в развитии британского материализма нового времени. Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии. Использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л. Оказала влияние на деиста А.Коллинза, моралистов Д.Шэфтсбери и Б.Мандевиля, естествоиспытателя Д.Гартли. Этические и политические взгляды Л. Во многом были восприняты Толандом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций.

[см. Также "Опыт о человеческом разумении" (Локк), "Трактат о гражданском правлении" (Локк).]И.Н. Андреева.

Значения в других словарях
Локк (Locke) Джон

ЛОКК (Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс), английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагог..

Локк (locke) Джон

(29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Отс) - английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу, колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. Избран в Лондонское королевское общество. Включившись в политическую борьбу, был вынужден в 1683 г. Эмигрировать в Голландию. В 1689 г. Возвратился на родину. Исследования. Развивал положение о происхождении всего психологического с..

Локализация

(от лат. Localis местный) – определение места. В психологии – связанность психических явлений с определенными мозговыми центрами.. ..

Локаята

(санскр. – направленный только на этот мир) – древнеинд. Система материализма, объясняющая мир взаимодействием четырех элементов. Земли, воды, огня и воздуха. Благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное. Последователи этого учения, называвшиеся также чарваками, отрицали нравственный мировой порядок и проповедовали чувственное наслаждение как цель жизни.. ..

Ломброзо (Lombroso) Чезаре

(1835-1909) - итальянский ученый и криминалист. Зав. Кафедрой психиатрии в Павийском университете, одновременно - директор психиатрический клиники в Пезаро (с 1862). Профессор психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из основателей журнала "Архив психиатрии, уголовного права и криминальной антропологии" (1880). Автор теории "прирожденного преступника". Основные сочинения. "Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными" (1863), "Человек преступный" (187..

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711-1765) - ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическо- материалистического толка. Энциклопедизм Л. Проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. Работу Л. Немного. "Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении к..

Локк (Locke) Джон

(29.8.1632, Ринг-тон, — 28.10.1704, Отс), англ, философ, полит, мыслитель и педагог. Род. В пуританской семье. Окончил Оксфордский ун-т. С 1668 чл. Лондонского королевского об-ва. Активно участвовал в полит, борьбе периода Реставрации. В 1683 эмигрировал в Голландию. После гос. Переворота 1688—89 в Англии (т. Н. Славная революция) вернулся на родину.В осн. Филос. Труде («Опыт о человеческом разуме», 1690. Рус. Пер. 1898) Л. Разработал эмпирич. Теорию познания, исходным пунктом к-рой является при..

Дополнительный поиск Локк (Locke) Джон Локк (Locke) Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Локк (Locke) Джон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Локк (Locke) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа