Ломоносов Михаил Васильевич
(1711-1765) - ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическо- материалистического толка. Энциклопедизм Л. Проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. Работу Л. Немного. "Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 г., в марте месяце". "Элементы математической химии". "Заметки по физике и корпускулярной философии".Л. Был убежден, что между теорией и практикой существует самая тесная, непрерывная связь и поэтому истинный ученый должен быть также и философом, поскольку научная теория истинна лишь в том случае, если она опирается на правильные филос.
Основы. В ряду филос. Дисциплин особое место занимает логика, т.к. Каждая наука лишь постольку наука, поскольку она доказывает то, что утверждает. "Элементам математической химии" Л. Предпослал филос. Обоснование теоретических основ естествознания в форме описания двух основных законов мышления. Закона противоречия и закона достаточного основания. "Одно и то же не может одновременно быть и не быть", а также. "Ничто не происходит без достаточного основания". Эти законы Л. Называл аксиомами или высшими филос. Принципами бытия и познания. Развиваясь в русле вольфианской философии, Л. Все же сумел выйти за ее рамки, противопоставив сверхрационализированному миру нематериальных монад учение об атомах и корпускулах. В соч. "О нечувствительных частицах тела" Л.
Дал определение материи. "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Онтология Л. Была тесно сопряжена с его гносеологией. Логические же проблемы излагались им в связи с риторикой. В 1743 было написано "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия", которое впоследствии было расширено и переработано в "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. Оратории и поэзии, сочиненная на пользу любящих словесные науки". Свое логическое учение Л. Начинал с понятия, которое у него обозначилось термином "простая идея". Идеи суть "представления вещей или действие в уме нашем" и бывают простые и сложные.
Рассматривая категории свойств и вещей, Л. Делил последние на материальные и "жизненные". К материальным свойствам относились те, которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам. Не проводя различий между первичными и вторичными качествами тел, Л. Придавал т.н. Вторичным качествам статус характеристик, объективно присущих самим вещам.В качестве особой и специфической категории Л. Выделял понятие "имена", выказав тем свое отношение к номиналистам и реалистам. Первых он называл "именниками", а вторых - "вещественниками". Л. Не отождествлял мышление и язык, но ставил их в определенную связь и писал о двух логических функциях слов. Одни из них способны выражать лишь термины, другие же обозначают связи между мыслями.
Т.о., Л. Критиковал, с одной стороны, номинализм, ставящий знак равенства между понятием и словом, а с другой - реализм, признающий реальным существование понятий самих по себе и приписывающий им первичность по отношению к вещам материального мира. Для познания и правильного поведения, писал Л., необходим природный рассудок, подкрепленный "логикой, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам". Л. Ощущал острую связь не только с философией Нового времени, но и с филос. Культурой Киевской и Московской Руси, что нашло определенное отражение в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке".В сфере общественно-социальных идей Л. Привлекали идеалы западноевропейского Просвещения.
Прогресс общества связывался им с развитием образования, просвещения и ремесел. Развитие государственности сопрягалось с борьбой с теократическими тенденциями рус. Церкви. Развитие личности - с формированием независимого и влиятельного гос-ва. Основными темами филос. Поэзии Л. Были Бог, Природа и Человек. По инициативе Л. При попечительстве кн. И.И. Шувалова был создан императорский Московский ун-т (1755). Л. Был академиком Шведской и Болонской академий наук. В советский период научное и филос. Творчество Л. Было одним из центральных объектов историко-философских исследований. Оно безоговорочно характеризовалось как филос. Материализм и ведущая тенденция рус. Филос. Мысли 18 в.Полн. Собр. Соч. В 11 т. М. Л., 1950-1983. Избр. Произв. В 2 т. М., 1986.
Плеханов Г.В. Соч. М. Л., 1925. Т. 21. Кузнецов Б.Г. Творческий путь. М. Л., 1961. Уткина Н.Ф. М.В. Ломоносов. М., 1966. Развитие естествознания в России, XVIII - начало XIX в. М., 1977. Абрамов А.И. Историография русской философии XVIII в. // Общественная мысль. Исследования и публикации. М., 1990. Вып. III.А.И. Абрамов.
Дополнительный поиск Ломоносов Михаил Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ломоносов Михаил Васильевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ломоносов Михаил Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 27 символа