Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи, Шарль Де Секонда, Барон Де Ла Бред И Де Монтескье

75

(1689— 1755) — французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716—1725), член Французской академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии М. Считал (в противовес взглядам Фомы Аквинского) постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения М., за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, — согласно М., не главное.

Важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп. "Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего". Разнообразие социальных законов, по мнению М., объ- яснимо, ибо они реализуются вследствие причин зачастую объективного характера. В основном сочинении "О духе законов" (1748), попавшем в "Индекс запрещенных книг", М. Попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды.

По М., "многие вещи управляют людьми — климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется общий "дух народа". "Дух народа", по М., конституируется из законов, обычаев и нравов. "Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами. Законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы — действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые — внешнее поведение человека". Книги I—XIII этого сочинения написаны в жанре политической социологии. В них М. Анализирует "принцип" (определяемый доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления — при демократии это "добродетель") и "природу" (обусловливаемую числом обладателей верховной суверенной власти.

Республика — весь народ или его часть, монархия — один, но в рамках жесткого законодательства, деспотизм — один в соответствии с собственными прихотями и произволом) правления в условиях республики, монархии и деспотизма. По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, М. Увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. М. Настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться. Государь представляет народ только так, как угодно народу.

К тому же, по М., неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. "Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела", — подчеркивал М. На примере английской Конституции (самой прогрессивной, по М.) в своей работе "Персидские письма" (1721), выдержавшей за один год 8 изданий, мыслитель развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Философия М., не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли, ибо рациональные законы разумного мира, оказывающие влияние на человека, могут быть им же и разрушены.

Согласно М., "...мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, таккак, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограничены и поэтому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда". М. Вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, ибо он и не пытался системно исследовать (в отличие от Конта или Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в стилистике оценок политической философии того времени.

Общество, no M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. Не считал факторами, равновеликими государству. A.A. Грицанов MOP (More) Томас (1478—1535, казнен по повелению Генриха VIII) — английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529—1532). MOP (More) Томас (1478—1535, казнен по повелению Генриха VIII) — английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529—1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве — "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516).

(Дословно "утопия" означает "нигдея" — место, которого нет). В первой ее части М. Живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы "делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей". На первое место у М. Выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. ("Главное и почти что единственное дело сифогрантов — жителей Утопии — заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности", "Цвет плащей на всем острове один и тот же — естественный цвет шерсти".) М.

Требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминаю- щего государство Платона. Именно частную собственность М. Рассматривал как главную причину всех социальных бедствий. "распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот". М. Требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. М. Не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний. "Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет".

Этими словами заканчивается текст "Утопии" М. A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Монтень (Мontaigne) Мишель Эйкем Де

(род. 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – ум. 13 сент. 1592, там же) – франц. Юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали. Блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос. Что я знаю. – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. Философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого суще..

Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи

(1689-1755) - фр. Философ-просветитель, сторонник деизма. Принимал участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро "Энциклопедии". Основное сочинение М. - трактат "О духе законов" (1748, рус. Пер. 1955). Рассматривая общественную жизнь, М. Выступил с обоснованием географического детерминизма. Отвергая христианский провиденциализм, он также не разделял взгляд на историю как на случайное сочетание событий. Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных гос-вах, М. Ставил в прямую зависимос..

Мопертюи (Мaupertuis) Пьер Луи Моро

(род. 28 сент. 1698, Сен-Мало – ум. 27 июля 1759, Базель) – франц. Физик и математик. В 1741 приглашен Фридрихом Великим в качестве президента Берлинской академии. Решительно насаждал учение Ньютона во франц. Философии. Следуя Юму, работал над эмпирическим выведением принципов математики. Открыл принцип наименьшего действия и пытался на этом основать доказательство Бога («Essai de cosmologie», 1759), что привело его к конфликту с Вольтером.. ..

Мор (Мore) Генри

(род. 1614, Грентхейм – ум. 1 сент. 1687, Кембридж) – англ, философ и теолог, профессор. Исходным пунктом его философии было кар. Тезианство, но со временем он все чаще обращался к платонизму и мистике, в развитии которых сыграл известную роль (с одной стороны, благодаря Якобу Бёме, с другой – благодаря каббале). Соч. (лат.) в 3 тт., 1679.. ..

Дополнительный поиск Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи, Шарль Де Секонда, Барон Де Ла Бред И Де Монтескье Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи, Шарль Де Секонда, Барон Де Ла Бред И Де Монтескье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи, Шарль Де Секонда, Барон Де Ла Бред И Де Монтескье" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтескье (Мontesquieu) Шарль Луи, Шарль Де Секонда, Барон Де Ла Бред И Де Монтескье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 84 символа