Нус
(греч. Nous - разум, мысль, дух) - ум, термин др.-греч. Философии, означающий начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания (в отличие от дискурсивно-рассудочного знания).Черты, характерные для позднейших концепций Н., намечены в элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего Н. У истоков мира. Первую развитую концепцию Н. Дал Аристотель, у которого Н. - эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего - стоит во главе иерархии универсума и как предмет всеобщей любви есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный Н., для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого Н.
Хотя у Платона концепция Н. Не была достаточно разработана, в Платоновской академии, видимо, проводилось различие между умом-Н. И единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы Н. В среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского Н. Как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось. Атрибуты Н. - единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина Н. - первая "ипостась", вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Н. - вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, - прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (Н.
Как чистая мысль) и тождество того и др. ("совершенное живое существо" платоновского "Тимея"). Ямвлих четко выделил в Н. Умопостигаемых и мыслящих богов. Прокл на основании тройного деления различал в Н. Три триады богов. Умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие Н. Играет важную роль в христианской теологии (бог как Н. "умная" природа ангелов) и антропологии (Н. Как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в "умной" молитве, чистой от примеси воображения).Наиболее значимыми для истории философии моментами антич. Учения об уме-Н. Следует считать разработки у Аристотеля и Плотина. Представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т.п.
Perler O. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Vergleichende Untersuchungen. Freiburg, 1931. Hamelin O. La theorie de l'intellect d'apres Aristote et ses commentateurs. Paris, 1953. Armstrong A. H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect // Les sources de Plotin. Geneve, 1960. Kramer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967. Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern. Stuttgart, 1970. Szlezak Th.A. Platon und Aris-toteles. Basel. Stuttgart, 1979. Lloyd A.C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence // Oxford Studies in Ancient Philosophy. Vol. V. Oxford, 1987..
Дополнительный поиск Нус
На нашем сайте Вы найдете значение "Нус" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 3 символа