Парёто (Рareto) Вильфредо
(1848-1923) - ит. Социолог и экономист. Все поступки делятся П. На логические и нелогические. В категорию нелогических поступков попадают те действия, которые субъективно или объективно не обнаруживают логической связи. В первой части "Трактата всеобщей социологии" П. Исследует нелогические поступки, во второй части анализируются логические поступки и делается попытка воссоздания социального целого и синтетического объяснения общества.По мнению П., обязанность логически-экспериментальной науки состоит в том, чтобы избегать любых экстра- или метаэмпирических понятий. Все употребляемые слова должны соотноситься с отмеченными или наблюдаемыми фактами, все понятия должны определяться относительно непосредственно установленных реалий или тех реалий, которые могут возникнуть в ходе эксперимента.
Религиозным и иным понятиям, неприложимым к миру феноменов, нет места в логически-экспериментальной науке.Метод П. Сводится к фиксации множества проявлений чувств, действий, теорий, курьезного поведения, разновидностей религиозного опыта, магии, колдовства и т.д. И к установлению того, что, хотя все эти виды поведения различны и заключают в себе, как кажется, нечто вроде анархического изобилия, при более внимательном анализе они обнаруживают определенную устойчивость. В частности, во всех обществах люди испытывают отвращение к убийству. Но в разные эпохи и в разных обществах они объясняют или оправдывают отказ от убийства разными мотивами. В некоторых случаях говорят, что Зевс запрещает преступления, в др.
- что всеобщий Разум не допускает покушения на человеческое достоинство. Запрет обосновывается разными теориями, но есть константа. Отказ от определенного поведения, и причиной отказа служит психическое состояние или чувство. Иррациональные, инстинктивные мотивы действия П. Называет "остатками", указывая на их свойство "оставаться" после того, как произведена редукция всех рациональных соображений. "Остатки" - это чувства, инстинкты, страсти, импульсы, которые обусловливают поведение человека. П. Пытается типологизировать "остатки" и производные от них духовные феномены, которые он называет "деривациями". Деривации - это переменные элементы системы, образуемой поведением человека и его словесным сопровождением.П.
Рассматривает общество как сложную систему. В его социологии решающим является различие между массами и элитой. П. Дает два определения элиты. Широкое, охватывающее всю общественную элиту, и узкое, прилагаемое лишь к правящей элите. История, согласно знаменитой формуле П., - это кладбище аристократий, летопись преемственности привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, пользуются ею и приходят в упадок, чтобы быть замененными др. Меньшинствами. Циркуляция элит - основной аспект того, что П. Называет общим строением общества.П. Стремится дать диагностику демократических обществ, которые он сам именует, однако, плутодемократическими, чтобы не забывалась их основная черта. Существование тесной связи между политическим классом, или элитой в строгом смысле слова, и руководящими кадрами промышленности и финансов.
"Трактат всеобщей социологии" вызвал весьма разноречивые оценки. Trattato di sociologia generale. Milano, 1964. V. 1-2. Scritti sociologici. Toronto, 1966. Complendio di sociologia generale. Torino, 1978.Арк Ф. Этапы развития социологической мысли. М., 1993..
Дополнительный поиск Парёто (Рareto) Вильфредо
На нашем сайте Вы найдете значение "Парёто (Рareto) Вильфредо" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парёто (Рareto) Вильфредо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 25 символа