Персонализм

139

(лат. Persona — личность) — концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую ак- центировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляется на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим", Шлейермахера (1799). Основы персоналистской парадигмы трактовки личности заложены в историко-философской традиции антифизикалистскими и антинатуралистическими установками интерпретации человека. "философия чувства и веры" Ф.

Якоби, "теологическая этика" X. Тиллике, антропологические идеи Б. Олкотта, "социальное христианство" III. Пеги, "этический П." и концепция надвитального предназначения человека Шелера и традиция экзистенциализма. Выделяют. А) американскую ветвь П. (Б.П. Боун, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон, Р.Т. Флюэллинг, Э.Ш. Брайтмен, У. Хокинг). Печатный орган — журнал "Personalist" (с 1920). Б) французскую ветвь П. (Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П.-Л. Ландсберг, Г. Мадине, Д. Де Ружмон, Ж.-М. Доменак, в определенный период своего творчества — Рикер и М. Дюфрен). Печатный орган — журнал "Esprit" ("Дух", с 1932). В) могут быть зафиксированы также представители П. В английской (Б. Коутс, Х.У. Керр), германской (В. Штерн) и русской (Бердяев) философских традициях. "Личностный метод", выражающий саму суть такого вектора мысли, как теизм, обретает в П.

Инструментальный статус, не только задавая трактовку человека как уникальной субъективности, но и определяя парадигмальные установки персоналистской концепции в целом. Фундаментальный для теизма принцип диалогичности сосуществования человека и Бога, наиболее наглядно проявляющий себя в мистической концепции, эксплицитно выступает основой философской концепции П. Как в сфере нравственно-этической проблематики, так и в рамках социально-философской доктрины. Базовой для П. Является коммуникативная теория личности, фундированная идеями трансцендентности целей ее существования. Будучи тварной, личность характеризуется "вовлеченным существованием", т.е. Укоренена в земной контекст. Однако наряду с "вещным" в ней обнаруживает себя и "невещное" начало — божественный духовный "свет Творца" (Быт.

II, 7). В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора ее существования. 1) — экстериоризация, т.е. Самоосуществление вовне, в миру ("деятельность человека — это его завершение, ткань его жизни" — Мунье). Внешнее самовыражение может принимать любые творческие формы (например, искусство, позволяющее, по оценке Мунье, с помощью "косвенных знаков" выразить трансцендентное, которое "живет среди нас" и потому "поддается некоторой характеристике"), однако ав- тохтонной сферой экстериоризации личности является личное общение, коммуникация, где "встреча Я с Ты", переживаемая в качестве ценности, задает в земном контексте особые формы существования — прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух Я — "незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений" (Мунье), живое общение "по ту сторону слов и систем", а горизонт коммуникативной сферы задается через перспективу трансценденции.

"чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем. Для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог" (Недонсель), и именно в этом смысле личность представлена в П. Как творческая и творящая ("creative personality" у Флюэллинга). 2) — интериоризация, т.е. Духовная самоуглубленность, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире ("наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении — это потребность человеческой души в свободе" — Флюэллинг). Однако "движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию" (Мунье), выводя персональное сознание на надиндивидуальный, но при этом не перестающий быть персонально артикулированным уровень.

3) — трансценденция ("бездна личностной трансценденции" — Мунье), т.е. Ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения (коммуникации) с Богом. Трансцендирование человека к Богу в акте веры получает в П. Свое глубокое экзистенциальное обоснование. "верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения — факте доверия" (Лакруа), дополняясь в ряде случаев аргументацией герменевтического характера. "Человек — это требование смысла, Бог — это смысл мира, мир — это язык Бога" (Лакруа). Внешний объективизм, т.е. Восприятие мира вне его внутреннего смысла, "признание материи как первичного начала является удивительно простым и заманчивым объяснением мира, но в то же время самым опасным и ложным" (Флюэллинг).

Коммуникативный потенциал личности во взаимодействии с внешним миром проявляет себя как опыт. "все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа" (Брайтмен). В этом контексте проблема объективности "может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума", в качестве которого выступает "дух персональный, всеобъемлющий и верховный" (Флюэллинг). Соответственно этому, и "вся история человечества в своем глубинном смысле есть история саморазвития персонального духа", асимптотически "стремящегося к достижению царства Божьего" (Флюэллинг). В этом отношении бытие личности обретает свой центральный смысл посредством де- терминации будущим, а — в обратном векторе — история выступает не как имманентная себе, но как "динамика личного существования" (Мунье).

Коммуникативные ценности лежат и в основе социально-политической концепции П., оформляя идеал "персональной и коммуникативной цивилизации" или "общества личностей" (Мунье), который генетически восходит к идее Якоби о "непосредственной данности" человеку в его земном бытии "знания и чувства" трансцендентного Абсолюта как истока собственной личности, конституирования своей индивидуальности посредством причастности ко всеобщему. "Вечная Божественная Республика" базируется на "прокладке мостов между классами вопреки всем противостояниям материальных интересов" (Хокинг). В этой сфере, отдав дань марксизму, сформировавшему, по оценке Мунье, "трансисторический идеал" "прозрачности" отношений между людьми и, следовательно, прозрачности личных сознаний друг для друга, П.

Тем не менее выступает с критикой современного общества — вне его идеологической дифференциации — как поставившего безличное Мы выше интересов частной личности (коммунизм как "безличное счастье" у Флюэллинга, Мунье о коммунистической идеологии как "философии третьего лица" и др.). И в том случае, если внутри социальной системы "личность как свободный дух будет противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю жизнь личности", "судьба личности будет противопоставлена теории прогресса" (Бердяев), — сама демократия может оказаться формой "тирании над личностью" (Мунье). Еще более опасным и пагубным для духовного мира и потенциала интериоризации личности является внутреннее деструктурирующее проникновение "миражей" массового сознания в персональное сознание.

По определению Хокинга, "привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества". В этой связи в рамках П. Оформляется глубоко гуманистический тезис о свободе личности как критерии демократичности общества. "личность есть высшая сущность демократии" (Флюэллинг), что стимулирует тенденцию сближения П. Как с социально ориентированными направлениями современной философии (прежде всего, концепцией постиндустриального общества), так и с экзистенциализмом и философской антропологией (программа Ж. Лакруа). Термин "П." в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование "человека" над "человечеством" как абстракцией ("онтологический П." Парейсона).

(См. Также Мунье, Парейсон.)М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Персонализм

(от лат. Persona — личность) теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. П. Сформировался в конце 19 в. В России и США, затем в 30-х гг. 20 в. Во Франции и др. Странах. В России идеи П. Развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П. Явились Б. Боун, Дж. Ройс. Их последователи — ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. Persona - личность) - философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сформировался в кон. 19 в. В России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б. П. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Ш. Брайтмен, Р. Т. Флюэллинг). Получил развитие в 30-х гг. Во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от латинского persona - личность>), философское направление, признающее личность> первичной творческой реальностью, а весь мир - проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сложился в начале 20 в. В России (Н.А. Бердяев>, Л. Шестов>) и США (Б. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг). Получил развитие> в 1930-х гг. Во Франции (Э. Мунье>, Ж. Лакруа, М.Г. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

М.Одно из направлений в современной философии, считающее, что весь мир есть совокупность духовных личностей, управляемых высшим Божеством.. ..

Персонализм

1. Вообще – подход в психологической науке, в котором утверждается, что отдельная личность является центральным конструктом, относительно которого должны рассматриваться все остальные. 2. Более специальное значение – описание общего принципа, согласно которому человек воспринимает и интерпретирует действия другого частично относительно того, насколько такие действия направлены лично на воспринимающего. Таким образом, можно прочесть о персонализме поведения другого, что означает степень, в которо..

Персонализм

— религиозно-идеалистическое течение, получившее распространение в конце XIX— первой половине XX в. В США, Франции, Германии и ряде других стран. Исследует некую духовную «личность», как сущность и первоэлемент бытия, наделенную активностью, обладающую волей, сознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к Богу. Характерны мистификация и фетишизация творческого начала человека. Религия и наука — равно значимые требования человеческого духа. Религия присуща разуму в той же степени, что..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. Persona - личность) - концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляются на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным л..

Персеверация

(от лат. Perseverantia – упорство) – упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. Постоянное вспоминание мелодии.. ..

Персона

(от лат. Persona) – в психологии личность индивида в том виде, в каком она представлена другим, в противоположность аутентичному Я. Термин, введенный в употребление Карлом Юнгом, происходит от названия маски, использовавшейся этрусскими мимами. Согласно Юнгу, персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Т. О., персона дает воз..

Персонификация

(от лат. Persona – личность и facere – делать) – понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, напр., как справедливость, небо, источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характером. Отсюда персонифицированный – наделенный свойствами личности.. ..

Перспективизм

(от лат. Perspicio - смотреть сквозь) - воззрение, согласно которому результаты познания самым существенным образом зависят от личной позиции, т.зр. Познающего субъекта, так что об объективном знании, свободном от влияния такой позиции, можно говорить только при совпадении субъектов. Г.В. Лейбниц, разделявший это воззрение, приводил следующую аналогию. Подобно тому как один и тот же город, наблюдаемый с разных сторон, предстает перед нами перспективно очень разным, так и в силу наличия бесконечн..

Дополнительный поиск Персонализм Персонализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Персонализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Персонализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа