Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)

72

(ок. 1095-1160) - средневековый философ и теолог. Род. В Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. Преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.Широкую известность П.Л. Получил благодаря своей "Книге сентенций" - систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских ун-тах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.Будучи в первую очередь теологом, П.Л.

Стремился не столько к филос. Осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его "Сентенций". В книге собраны мнения многих признанных Учителей Церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, которые составляют бoльшую часть главного сочинения П.Л. С др. Стороны, "Книгу сентенций" нельзя назвать образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличают непротиворечивость и логическая строгость изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала.Любое исследование Священного Писания, по мнению П.Л., подразделяется на учение о вещах и учение о знаках.

При этом знаки также являются вещами, но не всякая вещь является знаком. Собственно знаками П.Л. Именует церковные таинства, как символы благодати, а вещами - все остальное. Вещи, в духе Августина, П.Л. Классифицирует следующим образом. 1) объекты наслаждения (Бог). 3) объекты пользования (мир). 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). На основании этого "Сентенции" разделяются на четыре основные части. Первая посвящена Богу, вторая - творению, третья - воплощению Иисуса Христа, четвертая - таинствам.Представления П.Л. О природе Бога целиком вписываются в общую зап. Христианскую традицию, восходящую к Августину. Бог - единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего.

Существование Бога может быть доказано средствами разума. П.Л. Приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу. От изменяющегося к неизменному, от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д.Несмотря на теологический характер "Книги сентенций", многие проблемы, затронутые П.Л., стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в т.ч. Филос. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение П.Л. Оказало на философов и теологов позднего Средневековья. В числе комментаторов "Сентенций" были Бонавентура, Дунс Скот, У. Оккам и др.Наиболее полное собр. Соч. Петра Ломбардского напечатано в Патрологии Миня.

Patrologiae cursus completus. Series Latina. Paris. Vol. 191-192..

Значения в других словарях
Петр Ломбардийский

(1095—1160) — епископ парижский, "magister Sententiarum", один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до 16 в. Автор множества трудов, хрестоматийное значение из которых имеют. "Толкования на Псалмы", "29 Проповедей" и, особенно, "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна ..

Пётр Ломбардский (Рetrus Lombardus)

(род. Ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ. – ум. 22 июля 1160, Париж) итал. Схоласт, епископ (с 1159). В четырех «Книгахсентенций» («Sententiarum libri IV») суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими франц. Теологами и философами, т. Н. «сентенциаристами», или «суммистами».. ..

Пётр Орсонь (Рetrus Аureoli, Пьер д'Орсонь)

(род. В Гурдоне – ум. 1322, Авиньон) – франц. Философ, представитель поздней схоластики. Учитель в Париже (с 1316). Мыслитель, склонный к критицизму, не примкнувший к какой-либо определенной философской школе, он уже различает «вещь в себе» (в природе) и «явление» (в мышлении), только последнее считает познаваемым.. ..

Пётр Перегрин (Рetrus Рeregrinas) Пьер Из Мерикура

(род. В Мерикуре, Пикардия – ум. Кон. 13 в.) – франц. Схоласт. Среди франц. Философов своего времени был единственным представителем экспериментальной естественной науки. Для практического проведения в жизнь идей Роджера Бэкона требовал дополнить математику и философию экспериментальным методом.. ..

Дополнительный поиск Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus) Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 35 символа