Петр Ломбардийский

132

(1095—1160) — епископ парижский, "magister Sententiarum", один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до 16 в. Автор множества трудов, хрестоматийное значение из которых имеют. "Толкования на Псалмы", "29 Проповедей" и, особенно, "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна Дамаскина) учения Западной Церкви, которая широко использовалась в качестве энциклопедии или авторитетного справочного, а для многих и учебного пособия. "Сумма...", переведенная на латынь в 1161, представляет собой дидактически собранный материал.

Синтез Священного Писания, св. Отцов (по преимуществу западных. Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например, Иоанн Дамаскин) и известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Петра Абеляра). В этом произведении П.Л. Отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Разум, по П.Л., есть судья воли, часто действующей опрометчиво. П.Л. Умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются в цельную систему. Ему даже удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Абеляр (см. Бернар Клервоский, Петр Абеляр). Секрет в том, что П.Л., в отличие от Петра Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий.

"Сумма..." состоит из нескольких книг. Первая — о Троице и основных атрибутах Бога, вторая — о творении и о грехе, третья — о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая — о таинствах и о конечных судьбах мира. Ко времени П.Л. Количество таинств исчислялось по-разному. От двух до двенадцати. А сам термин "таинство" использовался в двух значениях. В узком — Крещение и Евхаристия, и в широком — множество других обрядов и треб. Важно обратить внимание на то, что П.Л. Впервые в истории богословия вводит учение о седмиричности таинств, формальная сторона которого позже будет заимствована Востоком (через полемику с протестантами — в "Послание Восточных Патриархов"), хотя сам П.Л. В число "семь" включал не тот список, который мы имеем теперь.

Авторитет "Суммы..." был настолько велик, что в последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении. Альберт Великий пишет свои "Комментарии", то же делает и его ученик Фома Аквинат. Кроме собственных "Комментариев" он пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике П.Л. ("О сущем и сущности", "О началах природы" и др.). Пишут свои комментарии и Скотт, и Уильям Оккам. Для изучения "Суммы..." учреждаются кафедры и даже ученые степени. Бывало даже так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба П.Л. Не так безоблачна. Он имел при жизни множество оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). В 1125 IV Латеранский собор взял под защиту учение П.Л.

О Троице, что, несомненно, повысило его авторитет. Однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом). О. Сергий Лепин.

Значения в других словарях
Петр Из Гонендза

(Петр Гезка, Гонезий) (между 1525 и 1530-1573) - теолог, писатель, идеолог радикальной реформации в Беларуси и Литве. Антитринитарий. В 1551 окончил Краковский университет, после был в Италии, Швейцарии, Моравии. Познакомился с идеями М. Сервета и моравских анабаптистов. В 1554 преподавал софистику в Падуанском университете. По возвращении, в 1556 принял участие в Сециминском синоде протестантов Речи Посполитой, выступил с резкой критикой догмата Троицы. Синод постановил направить П. В Витенберг..

Петр Испанский (Рetrus Нispanus)

Настоящее имя Пьетро Ребули-Юлиани (ок. 1220-1277) - медик и философ. Был врачом папы Григория X и кардиналом, а в 1276 стал папой под именем Иоанн XXI. Он известен как автор широко распространенного в Средние века пособия по логике "Summulae logicales". Это пособие состоит из семи логических трактатов, посвященных рассмотрению предложений, предикабилий, категорий, силлогизмов, топики, ложных умозаключений, свойств терминов. Первые шесть трактатов перелагают содержание аристотелевского "Органона..

Пётр Ломбардский (Рetrus Lombardus)

(род. Ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ. – ум. 22 июля 1160, Париж) итал. Схоласт, епископ (с 1159). В четырех «Книгахсентенций» («Sententiarum libri IV») суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими франц. Теологами и философами, т. Н. «сентенциаристами», или «суммистами».. ..

Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)

(ок. 1095-1160) - средневековый философ и теолог. Род. В Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. Преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.Широкую известность П.Л. Получил благодаря своей "Книге сентенций" - систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначал..

Дополнительный поиск Петр Ломбардийский Петр Ломбардийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петр Ломбардийский" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петр Ломбардийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа