Понимание

115

Универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. Предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Как и объяснение, П. Обыденно и массовидно, и только свернутый характер этой операции внушает обманчивое представление, что оно встречается редко и требует особой проницательности.Проблема П. Долгое время рассматривалась в рамках экзегетики, занимавшейся толкованием древних, особенно религиозных (библейских) текстов. В 19 в., благодаря усилиям прежде всего В. Шлейермахера и В. Дильтея, начала складываться более общая теория истолкования и П.

- герменевтика.Объяснение как подведение под общую истину и П. Как подведение под общее правило взаимно дополняют друг друга. Они представляют собой как бы два разных видения одних и тех же объектов. Одно - с т.зр. Соответствия утверждений об этих объектах реальности, др. - с т.зр. Соответствия данных объектов принятым в обществе или в конкретной среде ценностям. Продолжительный период объяснение и П. Противопоставлялись друг другу. Неопозитивизм считал если не единственной, то главной функцией науки объяснение. Филос. Герменевтика ограничивала сферу объяснения естественными науками и выдвигала в качестве основной задачи социальных и гуманитарных наук П. Постепенно стало, однако, ясно, что операции объяснения и П. Имеют место во всех научных дисциплинах и входят в ядро используемых ими способов обоснования и систематизации знания.

Более того, объяснение и П. Не являются прерогативой научного познания. Они присутствуют в каждой сфере человеческого познания и коммуникации.О неразрывной связи П. И оценок (ценностей) говорил еще Дильтей. "Понимание и оценка. Безоценочное понимание невозможно, - писал М.М. Бахтин. - Нельзя разделить понимание и оценку. Они одновременны и составляют единый целостный акт". Поскольку П. Есть оценка на основе некоторого образца, пониматься может все, для чего существует такой общий образец. Сфера П. Включает не только индивидуальные психические состояния ("детский лепет", "Гамлета" и "критику разума" - ими ограничивал область П. Дильтей), но и вовлекаемые в орбиту человеческого познания и деятельности явления живой и неживой природы.До сих пор распространена т.зр., что пониматься может только текст, наделенный определенным смыслом.

Понять означает раскрыть смысл, вложенный в текст его автором. Очевидно, что это очень узкий подход. Мы говорим о П. Не только написанного или сказанного, но и о П. Действий человека, его переживаний. Понятными или непонятными, требующими размышления и истолкования, могут быть поступки, как наши собственные, так и др. Людей. Пониматься может и неживая природа. В числе ее явлений всегда есть не совсем понятные современной науке, а то и просто непонятные для нее. Не случайно физик П. Ланжевен утверждал, что "понимание ценнее знания", а другой физик - В. Гейзенберг считал, что А. Эйнштейн не понимал процессов, описываемых квантовой механикой, и так и не сумел их понять.Идея, что пониматься может только текст, будучи приложенной к П.

Природы, ведет к неясным рассуждениям о "книге бытия", которая должна "читаться" и "пониматься", подобно др. Текстам. Поскольку у "книги природы" нет ни автора, ни зашифрованного им смысла, П. И "толкование" этой "книги" является только иносказанием. Если пониматься может лишь текст, естественно-научное П. Оказывается П. В некотором переносном, метафорическом значении.Логическая структура операций объяснения и П. Не особенно ясна. Прежде всего это касается П., относительно которого даже предполагается, что оно вообще лишено отчетливой, допускающей расчленение структуры и не способно быть объектом логического анализа. К этой мысли отчасти склоняет существование "нерассудочных" форм П., к которым относятся, в частности, интуитивное схватывание и эмоциональное (чувственное) П.

С такой его разновидностью, как эмпатия. Как и понятийное П., они предполагают ценности, но не являются сколь-нибудь ясными рассуждениями. Однако понятийное, или "рассудочное", П. Имеет достаточно отчетливую логическую структуру, причем она в основе своей сходна со структурой объяснения.Существуют два основных типа П., параллельные двум основным разновидностям объяснения. П. Первого типа, которое можно назвать сильным, представляет собой подведение понимаемого явления под принимаемую общую оценку. П. Второго типа, или слабое П., включает, помимо какой-то оценки, каузальное утверждение. Сильное П. Является дедуктивным рассуждением, слабое П. Представляет собой индукцию, т.е. Проблематичное умозаключение.Пример сильного П.

Всякий ученый должен быть критичным. Галилей - ученый. Значит, Галилей должен быть критичным.В данном дедуктивном умозаключении первая посылкаявляется общей оценкой, вторая - утверждением о начальных условиях. В заключении общее требование распространяется на частный случай.Следующий пример сильного П. Относится к П. Неживой природы:На стационарной орбите электрон не должен излучать. Электрон атома водорода находится на стационарной орбите. Следовательно, электрон атома водорода не должен излучать.Пример слабого П., которое может быть названо также целевым, или мотивационным:Если в доме протопить печь, в доме будет тепло. В доме должно быть тепло. Значит, в доме следует, по всей вероятности, протопить печь.Первая посылка говорит о средстве, необходимом для достижения определенного результата.

Вторая посылка является оценочным утверждением, представляющим этот результат как цель и превращающим связь "причина - следствие" в связь "цель - средство". В заключении говорится о том действии, которое должно быть осуществлено для достижения поставленной цели.Схема сильного П. "Всякое S должно быть Р. М есть S. Следовательно, М должно быть Р". Схема слабого (целевого) понимания. "А причина В. В позитивно ценно. Значит, А также является, вероятно, позитивно ценным".Имеются три типичные области П. П. Поведения человека, его характера и поступков, П. Природы и П. Языковых выражений. Из этих областей П. Поведения представляется парадигмой П. Вообще, поскольку именно в человеческом поведении ценности, играющие центральную роль во всяком П., обнаруживают себя наиболее явно.Целевое П.

Поведения предполагает раскрытие связи между мотивами (целями, ценностями), которыми руководствуется человек, и его поступками. Понять в этом смысле поведение индивида - значит указать ту цель, которую он преследовал и надеялся реализовать, совершая конкретный поступок. Логической формой элементарного акта целевого П. Поведения является т.н. Практический силлогизм, анализировавшийся еще Аристотелем. "Агент X намеревается (желает, стремится) получить А. Для достижения А нужно совершить действие В. Значит, Одолжен совершить действие В". Первая посылка фиксирует цель, которую ставит перед собой действующий субъект. Вторая посылка описывает его представление о средствах, необходимых для достижения цели. В заключении указывается то конкретное действие, которое субъект должен совершить.

"...Практический силлогизм, - пишет Г.Х. Фон Вригт, - дает наукам о человеке то, что так долго отсутствовало в их методологии. Подходящую модель объяснения, которая является подлинной альтернативой по отношению к модели охватывающего закона. С более общей точки зрения можно сказать, что последняя модель служит для каузального объяснения и объяснения в естественных науках. Практический же силлогизм служит для телеологического объяснения в истории и социальных науках". То, что фон Вригт называет "телеологическим объяснением", представляет собой на самом деле не объяснение, а П. Фон Вригт ошибается также, считая практический силлогизм формой дедуктивного, а не индуктивного рассуждения.Если в социальном и гуманитарном знании процедуры истолкования и П.

Обычны, то в естественных науках они кажутся по меньшей мере редкими. По поводу идеи "истолкования природы", ставшей популярной благодаря Ф. Бэкону, Дильтей заметил. "П. Природы - interpretatio naturae - это образное выражение". Иного мнения о П. Природы придерживаются сами ученые, изучающие ее. О необходимости сочетания объяснения природных явлений с их П. Говорили А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, В. Паули и др.П. Природы является оценкой ее явлений с т.зр. Того, что должно в ней происходить, т.е. С позиции устоявшихся, хорошо обоснованных, опирающихся на прошлый опыт представлений о "нормальном", или естественном, ходе вещей. Понять какое-то природное явление - значит подвести его под стандартное представление о том, что происходит в природе.

Проблема П. Встает в естествознании, как правило, только в моменты его кризиса, когда разрушаются существующие стандарты оценки изучаемых природных явлений. В периоды т.н. Нормальной науки, когда основные ценности теории, входящие в ее парадигму, не подвергаются сомнению и пересмотру, создается впечатление, что описание обязательно совпадает с оценкой ("нормой"), "имеет место" - с "должно быть" и, соответственно, всякое объяснение есть одновременно П. В кризисный период "есть" и "должен", объяснение и П. Перестают совпадать и становится возможным и явным объяснение (в частности, правильное предсказание) без П. И П. Без умения объяснить на основе точного закона.П. Языкового выражения является подведением значений, входящих в него слов, под соответствующие контексту представления.

При этом понимается всегда не отдельное слово, а текст, в котором слова взаимно ограничивают друг друга и редуцируют свои значения до представлений (ситуационных или контекстных значений).Философия и методология истории. М., 1977. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Гейзенберг В. Часть и целое // Проблема объекта в современной науке. М., 1980. Витгенштейн Л. О достоверности // Он же. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Leipzig, 1924. Wright G.H von. Explanation and Understanding. London, 1971. A.A. Ивин.

Значения в других словарях
Понимание

-я, ср.. ..

Понимание

• глубокое понимание. ..

Понимание

Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение.. ..

Понимание

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Понимать.. ..

Понимание

ПОНИМА́НИЕ -я. Ср.. ..

Понимание

-я, ср. 1. См. Понять. 2. Способность осмыслять, постигать содержание. Смысл, значение чего-н. П. Законов природы. Это выше моего понимания (не могу этого понять). 3. То или иное толкование чего-н. Правильное п. Значения слова.. ..

Понимание

Понимания, ср. 1. Только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего-н., усвоить, сознать его. Состояние сознания, к-рому ясен, открыт, известен смысл чего-н. Обладать пониманием чего-н. Утратить понимание чего-н. Читать без понимания. Понимание чужой речи. Понимание законов природы. Текст, доступный пониманию. 2. Чего. Та или иная точка зрения на что-н., то или иное толкование, объяснение чего-н. (книжн.). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест "Слова о полку Игоре..

Понимание

— постижение значения и смысла какого-то явления.. ..

Понимание

(англ. Understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова "П.".1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам. "Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания".2. Когнитивный процес..

Понимание

ПОНИМАНИЕ - процедура постижения или порождения смысла. П. Не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. Ведет к познанию. Категориальный статус П. Придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл. Таким образом П. У него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым бы..

Померанц Григорий Соломонович

(р. 1918) - российский философ, культуролог, писатель. Участник Отечественной войны. С 1949 по 1953 - в ГУЛАГе. В советских изданиях его публикации с 1976 по 1987 были запрещены. Занимался правозащитной деятельностью. Печатался за границей. "Неопубликованное" (1972, Мюнхен). "Сны земли" (1984, Париж). "Открытость бездне. Этюды о Достоевском" (1989, Нью-Йорк), статьи в журнале "Синтаксис". Автор работ по истории русской культуры 19-20 вв., культуры Востока, философии истории и религии. Основные р..

Помпонацци (Рomponatius) Пьетро

По прозвищу Перетто Мантовано (1462—1524) — итальянский философ-гуманист. Учительствовал в Падуе, Ферраре и Болонье. Приверженец учения Аристотеля. Основные сочинения. "О бессмертии души", "Книга о причинах естественных действий, или о волшебстве", "О судьбе, свободе воли, предопределении и Божественном Провидении" и др. Согласно П., интеллектуальная душа инициирует стремления и воления, внутренне присущие человеку. В отличие от чувственной души животных, интеллектуальная душа человека в состоян..

Понимающая Социология

В узком смысле - социологическая концепция М. Вебера, предположившего и сам термин "П.С". В широком смысле - одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской методологии, заложившее в конце 19 - начале 20 в. Основы последующих неклассических ее версий. Феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д., вплоть до ее постмодернистского проекта (3. Бауман, В. Вельш и др.), а также таких неклас..

Понятие

Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. Являются, напр., "химический элемент", "закон", "сила тяготения", "астрономия", "поэзия" и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к ним, не существует. "Астрономия" уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как "сила тяготения" до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к П.В истолковании содержания самого имени "П." единства мне..

Понимание

Мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. Опыте человека. Формы проявления П. Различны. Отнесение предмета или явления к определённой категории. Подведение частного случая под общее понятие. Выяснение того, как устроена вещь (напр., П. Конструкции к.-л. Механизма, прибора). Выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий. Установление логич. Оснований, из к-рых следует т..

Понимание

— универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устояв­шихся идей и представлений. П. Наделяет смыслом объекты социаль­но-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено соци­ально-историческими и культурными предпосылками. Уяснение смысла объекта как целого предполагает П. Его частей. В свою оче­редь, уяснение смысла частей требует П. Смысла целого (т.наз. «гер­меневтический к..

Дополнительный поиск Понимание Понимание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Понимание" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понимание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа