Понимание
Мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. Опыте человека. Формы проявления П. Различны. Отнесение предмета или явления к определённой категории. Подведение частного случая под общее понятие. Выяснение того, как устроена вещь (напр., П. Конструкции к.-л. Механизма, прибора). Выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий. Установление логич. Оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. Матем. Теорем, доказательств и т. П.). Особое место занимает П. Речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ, опыта.П. Не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П.
И П. Без знания («непосредств. Усмотрение»). Для П. Характерно ощущение ясной внутр. Связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. Упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. Систему (П. Доказательства матем. Теоремы, П. Формулы, закона естествознания и т. Д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. Каркаса. Человек понимает поведение др. Человека, его мысли, мотивы и т. Д. На этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. На основе сопереживания (П. Эмоций человека.
Нерасчленимое «П. Человека». П. Этич. И эстетич. Явлений и т. Д.).П. Достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. Является не только уже отражённое в опыте человека, но и ещё непознанное, новое. В основе П. Лежит сложная анали-тико-синтетич. Деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. Выражается в словесной форме.П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. Внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. Приобретает не сразу. Первоначально это развёрнутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. Развития ребёнка показывают, что только путём многократных прак-тич. Предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребёнок достигает П.
Свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. Возрастах, становясь важнейшей основой П. Особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.Высокие требования к П. Выдвигает шк. Обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. Материалом. Решение матем., физ., хим. Задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. Текста предполагает П. Причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимоста между отд. Компонентами изучаемого целого. П. Хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. П. Происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. Представляет собой процесс, развёртывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П.
Ко всё более чёткому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. Элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. Целого. В др. Случаях осмысливается сразу целое, но П. Носит ещё смутный, неопределённый характер и требуется значительная аналитич. Работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определённое место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. Элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами.
Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят, работу по осмыслению материала. Разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. П. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить чёткий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. Того или иного содержания.П. В значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. Классах пониманию условий арифметич. Задачи способствует правильное прочтение её текста, чёткое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребёнок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.В развитии П.
Важную роль играет проверка его правильности. П. Обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. П. Однако каждая из этих форм проявления П. В отдельности ещё не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. Обычно используется не один, а неск. Разл. Критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. Практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П.
Хорошим критерием П. Словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развёрнутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. Действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. Физ. Закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. Действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. Материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П.
Этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. Правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. Играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приёмы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. П. Также способствуют П.Более или менее развёрнутый процесс П. Объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. Сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. Заучивание».Лит. См. При ст. Мышление..
Дополнительный поиск Понимание
На нашем сайте Вы найдете значение "Понимание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понимание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа