Права Человека

167

Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула "Люди рождаются свободными и равными" подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны. Ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (Конституция Российской Федерации. Ст. 17).

Нередко вместо понятия "П.ч." используется близкое ему по смыслу понятие "свободы человека".С т.зр. Юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула "право на свободу" ("Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...").Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят. Право на жизнь. Право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей.

Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту со стороны закона. Политические права включают. Право на свободу мысли, совести и религии. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав. Право собственности. Право на труд и отдых. Социальные права включают. Право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. Не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции.

Существуют международные ин-ты защиты П.ч.Понятие "П.ч." является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. Философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.Достаточно полная реализация П.ч. Возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.

Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. Коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публиковались официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей.

И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от П.ч., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. Является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч.

В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.Обоснование П.ч. Исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса. Человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе.

"Нельзя жить в обществе и быть свободным от него". Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе.

Его индивидуальная жизнь, в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни.

Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав. Только общество наделяет человека правами. Никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим. Индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека.

Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., вто время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.Понятие П.ч. Плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. Не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государств с целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948. Азаров А.Я. Права человека.

М., 1995. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Права Человека

Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина. Неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем. Права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. В общем виде они представляют собой комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса личности. Как нередко считается, к международному праву относится лишь обязательство уважать Л.ч. (т.е...

Права Человека

- совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина. Неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем. Права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. В общем виде они представляют собой комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса личности. Как нередко считается, к международному праву относится лишь обязательство уважать Л.ч. (т..

Права Человека

Понятие. Характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие "П.ч." появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. Носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.ч. Принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не ..

Права Человека

Понятие. Характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие "П.ч." появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. Носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.ч. Принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не ..

Права Человека

- совокупность прав и свобод граждан, в наличии или отсутствии которых обнаруживается степень демократизма того или иного строя. Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку..

Поэтическое Мышление

— понятие, содержание которого фиксируется способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. Предполагает радикальный отказ от жесткого рационализма, не только допускающий, но и предполагающий внерациональные (интуи- тивные, образные и т.п.) мыслительные процедуры. В плане формальном — опору на такое построение вербальной объективации мысли, которая предполагала бы наличие своего рода свободного простра..

Прабхакара

(санскр. Prabhakara) - основатель одной из двух школ мимансы (школа прабхакаров), живший в 7 в. И бывший, согласно инд. Традиции, старшим современником Кумарила Бхатты, который называл его "гуру", но почти по всем вопросам разошелся с ним, став основателем альтернативной школы. О П. Мало что известно, кроме того, что он был уроженцем Кералы (Юж. Индия) и написал два комментария к "Мимансасутра-бхашье" Шабарасвамина. Детальный (составленный, однако, в "лапидарном" стиле) "Бри-хати" ("Великое исто..

Правдивость

Соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются. Слушающий полагается на правдивость другого и основывает на ней свое доверие к говорящему. Злоупотреблением этим доверием является ложь.. ..

Правило

(лат. Regula) – в объективном смысле равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле – часто предписание (напр., предписание какого-либо органа). С понятием правила связаны исключения, которые неприложимы к понятию закона. «Золотое правило» нравственного поведения гласит (Товит, 4, 16). «Не делай для другого того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе». Матф., 7, 12, продолжает. «В этом..

Дополнительный поиск Права Человека Права Человека

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Права Человека" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Права Человека, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа