Содержание
Филос. Категория, отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта. Представление о С. И форме возникает уже из простейшего анализа трудовых операций с вещами. С. При этом выступает как тот материал, или вещество, из которого делается предмет, напр. Глина при изготовлении горшка, а форма - как структура или внешний вид вещи.Теоретический анализ такого рода процессов, по-видимому, и привел древних философов к выявлению понятий С. И формы. В антич. Филос. Учениях Платона и Аристотеля эти категории играют центральную роль. Аристотель, анализируя процесс становления в "Физике", определяет С. Как материальный субстрат, а форму как его позитивную противоположность.
В отличие от Платона он рассматривает С. В единстве с понятием материи как сохраняющегося субстрата всех изменений вещей. Следовательно, эти категории у него не обладают самостоятельным существованием, а представляют собой определенную целостность, в которой материя выступает как потенциал формы, а форма как актуализация материи. Однако определяющую роль в процессе становления играет здесь именно форма. В противоположность этому в Новое время Ф. Бэкон и др. Философы отдают приоритет материи. Против такого взгляда выступил И. Кант, который рассматривал форму как принцип синтезирования, упорядочивания чувственно воспринимаемого многообразия материальных вещей. Новый шаг, сделанный нем. Классическим идеализмом в исследовании соотношения С.
И формы, связан с анализом этих категорий в применении к знанию и мышлению. Уже в кан-товских априорных формах мышления выявляется их тесная связь с С. Чувственного опыта, Г.В.Ф. Гегель вводит категорию С. Чтобы подчеркнуть необходимую и существенную связь между формой и "материей". Он рассматривает форму и "материю" как снятые моменты развития абсолютной идеи, в котором С. И форма выступают как диалектические противоположности. Но это означает, что данные категории являются лишь характеристиками мышления, оторванного от реальных его носителей и, следовательно, не отражающего реальной действительности.В диалектическом материализме К. Маркс и Ф. Энгельс, напротив, подчеркивают объективно-реальный характер этих категорий.
Вместо гегелевской "материи" как идеального субстрата вещи они рассматривают С. Как процесс взаимодействия ее составных элементов. Особое внимание они уделяют раскрытию взаимосвязи С. И формы, подчеркивая определяющую роль С. Относительно формы. В познании С. Представляет собой отображение свойств, отношений или закономерностей объективно существующего мира, выступающих в форме понятий, суждений или системы суждений (научных теорий).Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1975. Т. 1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974-1977. Т. 1-3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1977..
Дополнительный поиск Содержание
На нашем сайте Вы найдете значение "Содержание" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Содержание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа