Токвиль (Тocqueville) Алексис

96

(1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. Не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т. "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания автора - проблемы демократии и свободы. Т. Специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений.

На формирование взглядов Т. Большое влияние оказал Монтескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст. На Западе книга Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. Попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей. Обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др. Вместе с тем, это не монографическое описание, а теоретико-социологическое исследование. Автор констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ. Аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т.

Как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. Представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке. Происходящих под влиянием изменений объективных условий перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. Как бесклассовое. Вместе с тем Т. Не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми.

Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства. Централизацию власти и "индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютным монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными. И все похожие явления порождены общей причиной.

Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству". Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" - промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы". Т. Дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. Воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства.

Значение Т. В истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. Оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера.А.П. Лимаренко.

Значения в других словарях
Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф

(1889-1975) - англ. Историк, классик т.н. Цивилизационного подхода к человеческой истории. В монументальном труде "Study of History", первые тома которого вышли в 1934, а последний, двенадцатый, в 1961, продолжая линию О. Шпенглера, дал оригинальный вариант "теории локальных цивилизаций".История, по Т., творение Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Основу истории составляет взаимодействие мирового закона - божественного логоса и человечества. Деятельность последнего..

Тойнби (Тoynbee) Арнольд Джозеф

(1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. Стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту 2..

Токвиль (Тocqueville) Алексис Де

(1805-1859) - фр. Социолог, историк и политический деятель. Происходил из древнего нормандского аристократического рода, в котором преобладали ультрароялистские взгляды. Сам Т., однако, стал теоретиком демократии, хотя и относился к ней достаточно критически.В своей концепции демократии Т. Опирается на традиционную философию истории, согласно которой Провидение направляет исторический процесс в сторону увеличения "равенства условий". Речь идет не о равенстве в обладании материальными благами, но..

Толанд (Тoland) Джон

(1670—1722) — английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691—1692), в Оксфорде (1693—1695). Основные сочинения. "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин..

Дополнительный поиск Токвиль (Тocqueville) Алексис Токвиль (Тocqueville) Алексис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Токвиль (Тocqueville) Алексис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Токвиль (Тocqueville) Алексис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 29 символа