Токвиль (Тocqueville) Алексис Де
(1805-1859) - фр. Социолог, историк и политический деятель. Происходил из древнего нормандского аристократического рода, в котором преобладали ультрароялистские взгляды. Сам Т., однако, стал теоретиком демократии, хотя и относился к ней достаточно критически.В своей концепции демократии Т. Опирается на традиционную философию истории, согласно которой Провидение направляет исторический процесс в сторону увеличения "равенства условий". Речь идет не о равенстве в обладании материальными благами, но о стирании различий в отношении закона. Упразднение такого рода различий ведет к равенству в социальном представительстве, что, в свою очередь, ускоряет социальную мобильность и циркуляцию общественного богатства.
Политическая система, где осуществляется подобный вид равенства, называется демократией. Наиболее законченным ее воплощением является, по мнению Т., амер. Демократия. Движущая сила демократии - стремление к материальным благам. В основе ее лежит не добродетель (как считал Ш.Л. Монтескье), но интерес, который так направляет индивидуальный эгоизм, что он обусловливает всеобщее процветание. Соперничество в достижении богатства обеспечивает социальную стабильность, что делает демократическое общество менее уязвимым для социальных катаклизмов. Т., однако, предостерегал против появления нового деспотизма, находящего себе почву в обществе, где резко возрастает сфера частной жизни. В условиях равенства роль гос-ва резко возрастает.
Оно монополизирует всякую власть, пользуясь "любовью к порядку", присущей демократии. Мягкое давление нового абсолютизма ведет к деградации человека, протекающей, тем не менее, вполне безболезненно. Особую роль в этом процессе Т. Отводит общественному мнению. Будучи защитой против своеволия гос-ва, оно превращается в инструмент принуждения индивида. "Тирания большинства" оказывается более эффективной, чем прошлые формы абсолютизма.Оценивая специфику Французской революции, Т. Отмечает, что подлинная социальная революция началась в 11 в., когда абсолютизм начал подавлять феодальную вольницу. При старом порядке аристократия была оттеснена от управления новой бюрократией, задушившей муниципальную свободу. Централизованная власть подавляла всякую ячейку самостоятельности.
В этом заключается парадокс - внешний разрыв с абсолютизмом тех, кто делал революцию, лишь маскировал преемственность тенденции. Революция только ускорила процесс централизации власти. Рецептом против этого победного шествия гос-ва Т. Считает создание гражданских и политических объединений, которые должны ограничить представительство центра в местном управлении. Однако одни эти ин-ты недостаточны в борьбе с эксцессами "мажоритарных страстей". Только мораль и религия - последние оплоты демократии - могут еще противостоять "материалистическому головокружению".У себя на родине Т. Долгое время находился в тени Монтескье. Этого нельзя сказать об амер. Социологии, на которую его идеи оказали существенное воздействие (Р.А.
Нисбет, Д. Рисмен). Значительно было его влияние и в Германии (Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер), Oeuvres completes. Т. 1 - 12, Paris, 1951 - 1964. В рус. Пер. - Демократия в Америке. М., 1994. Старый порядок и революция. М., 1997.Салмин A.M. Идейное наследие А. Токвиля и современная политическая традиция Запада. М., 1983. Исаев С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени. СПб., 1993. Gargan E. Alexis de Tocqueville. The Critical Years, 1848-1851. Washington, 1955. Nisbet R.A. The Sociological Tradition. London, 1967. Birnbaum P. Sociologie de Tocqueville. Paris, 1970..
Дополнительный поиск Токвиль (Тocqueville) Алексис Де
На нашем сайте Вы найдете значение "Токвиль (Тocqueville) Алексис Де" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Токвиль (Тocqueville) Алексис Де, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 32 символа