Туган-барановский Михаил Иванович

105

(1865-1919) - украинский и русский экономист, историк, автор работ по истории и теории социализма. В 1888 закончил физико-математический факультет Харьковского университета, одновременно сдав экстерном за юридический. В 1894 получил степень магистра при Московском университете за книгу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияния на народную жизнь". В 1898 в Московском университете защитил докторскую диссертацию "Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики. Т. 1.". В 1899 был отстранен за политическую неблагонадежность от преподавания в Петербурге и только в 1905 вернулся на кафедру. В период революции 1905-1907 вступил в партию кадетов. С 1913 - профессор Петербургского политехнического института.

После Февральской революции уехал на Украину. Занимал пост министра финансов при Украинской Центральной Раде до января 1918. При участии Т.-Б. Была организована Украинская академия наук. Скоропостижно скончался от стенокардического приступа. Основными направлениями научной деятельности Т.-Б. Были исследования в области теории рынков и кризисов, проблем развития капитализма, истории социалистических учений, кооперации. Используя марксистскую схему воспроизводства капитала, Т.-Б. Пришел к ряду выводов, касающихся перспектив капитализма и расходящихся с оценками Маркса. 1) цикличность развития является имманентной чертой капиталистической системы хозяйства (из этого факта должно исходить государство, вырабатывая экономическую политику, занимаясь прогнозом развития конъюнктуры).

2) капитализм как экономическая система никогда не умрет естественной смертью, он внутренне способен к непрерывному развитию. Кризисы, постоянно потрясающие его, - признак не приближающегося краха, а механизм саморегулирования, показатель способности к обновлению. В последующем под влиянием идей Канта и Бернштейна критическое отношение Т.-Б. К марксизму усилилось. Он уделял большое внимание "человеческому фактору" общественного развития, полагая, что гибель капитализму принесет явление отчуждения, которое называл "фетишизмом капиталистического хозяйства". "в капиталистической системе хозяйства заложено внутреннее противоречие, которое с железной (хотя и не экономической) необходимостью должно повести к ее превращению в высшую форму.

Противоречие это заключается в том, что капитализм делает из рабочего человека просто хозяйственное средство, и в то же время ведет к распространению правовых воззрений, признающих всякую человеческую личность без различия целью в себе" ("Теоретические основы марксизма", 1905). Т.-Б. Считал, что теория прибавочной стоимости еще ничего не дает для утверждения социалистического идеала, она лишь констатирует факт эксплуатации, исследует ее механизм. И только идея равноценности человеческой личности, которая дает нашему моральному сознанию понимание того, что эксплуатация должна быть уничтожена, может быть теоретическим обоснованием социализма. Эти идеи были развиты в работах "Современный социализм в своем историческом развитии" (1906), "Социализм как положительное учение" (1918) и др.

Утверждал, что социалистическое мировоззрение глубоко индивидуалистично по своей сути, т.к. Во главу угла оно ставит, прежде всего, человека с его потребностями и способностями, который является одновременно и высшей целью, и важнейшей производительной силой. Классифицировал исторические типы хозяйства на гармонические, характеризующиеся совпадением в одном лице субъекта хозяйствования и работника ("семейное производство для собственного потребления", "меновое хозяйство самостоятельных производителей", "коллективистическое хозяйство будущего, основанное на принципе ассоциаций"), и антагонистические, где работники и владельцы функционируют в роли простых средств производства (рабовладение, крепостничество, капитализм).

Полагал, что человечество находится сейчас на начальном этапе перехода от агрессивного типа социального взаимодействия к кооперативному, понимаемому как свободная самоорганизация индивидов, когда общество "должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей - стать насквозь кооперативом. Таков социальный идеал, который полностью никогда не воплотится, но и в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества" ("Социальные основы кооперации", 1916). Т.-Б. Проанализировал и обобщил опыт мирового кооперативного движения, различные теоретические концепции, дал их классификацию, определил пути развития кооперации в будущем, придавал большое значение развитию кооперативного движения в России, связывал ее будущее именно с кооперированием крестьянского хозяйства в сочетании с государственно регулируемым капитализмом в промышленности, полагая, что до социализма Россия не дозрела, а должна превратиться в "великую крестьянскую демократию" ("Русская революция и социализм", 1917).

Анализируя различные социалистические проекты переустройства общества, попытки внесения их в жизнь, разработал классификацию социалистических учений, существенно отличающуюся от марксистской, избрав в качестве критериев способ распределения и форму собственности. Различал социализм государственный, синдикальный, коммунальный и анархический и, соответственно, коммунизм государственный, коммунальный и анархический. Считал государственный социализм (учения Мора, Сен-Симона, Маркса, Беллами) наиболее продуманным и экономически возможным, хотя и отмечал, что государственная централизация несет в себе огромную опасность для свободы отдельных лиц, т.к. Возрастает роль принудительного начала, но полагал, что развитие кооперации и местного самоуправления позволит ослабить эти негативные явления.

Т.-Б. - также автор сочинений. "Основы политической экономии" (1909), "Очерки из новейшей истории политическойэкономии и социализма" (1905), "Периодические промышленные кризисы" (1914) и др.Е.М. Прилепко.

Значения в других словарях
Туган-Барановский Михаил Иванович

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, ‒ 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей «легального марксизма». ..

Туган-барановский Михаил Иванович

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (1865-1919) - российский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". В кон. 1917 - январе 1918 министр финансов Украинской Центральной рады.. ..

Туган-барановский Михаил Иванович

Туган-Барановский (Михаил Иванович) - экономист, родился в 1865 г. В 1888 г. Сдал в Харьковском университете экзамен на степень кандидата естественного и юридического факультетов. В 1894 г. Получил от Московского университета степень магистра политической экономии за диссертацию. "Промышленные кризисы". В 1898 г. Получил от того же университета степень доктора за диссертацию "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. I). Обе эти работы вышли вторыми изданиями - первая в 1899 г., вторая в 1900 г..

Туган-барановский Михаил Иванович

Туган-Барановский (Михаил Иванович) - экономист, родился в 1865 г. В 1888 г. Сдал в Харьковском университете экзамен на степень кандидата естественного и юридического факультетов. В 1894 г. Получил от Московского университета степень магистра политической экономии за диссертацию. "Промышленные кризисы". В 1898 г. Получил от того же университета степень доктора за диссертацию "Русская фабрика в прошлом и настоящем". (т. I). Обе эти работы вышли вторыми изданиями - первая в 1899 ..

Труд

Как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение. Индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь. Самого себя – в спонтанности примененной энерг..

Трудовая Этика

Приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функция угрожает потерять свой смысл. Недооценка умственного труда и труда работников искусства в обществе должна быть компенсирована указанием на присущую этому обществу трудовую этику. В тех странах, где понятие трудовой этики отсутствовало, труд рассматривался если не как проклятие, то, во всяком с..

Тулмин (Тoulmin) Стивен Эделстон

(р. 1922) - американский философ постпозитивистского направления. Ранние работы ("Философия науки", 1953 и др.) содержат критику неопозитивистской концепции науки. Впоследствии ("Великая Вена", 1973, в соавторстве с А. Яником. "Способы использования аргументации", 1958. "Происхождение науки", тт. 1-3, 1961-1965. "Предвидение и понимание", 1961. "Знание и действие", 1976 и др.) формулирует собственную исследовательскую программу в эпистемологии, основная идея которой - идея исторического формиров..

Турен (Тouraine) Ален

(р. 1925) - французский философ и социолог, профессор университетов в Нанте и Париже. Главные работы Т. "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия" (1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974), "После социализма" (1980) и др. Основные области исследований Т. - социология труда, методология социального познания, изучение индустриального и постиндустриального общества, социальных движений. В начале своей деятельности..

Дополнительный поиск Туган-барановский Михаил Иванович Туган-барановский Михаил Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Туган-барановский Михаил Иванович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Туган-барановский Михаил Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 33 символа