Эпикуреизм
1) одна из основных послеаристотелевских филос. Школ античности. 2) филос. Система Эпикура. 3) этико-нормативная традиция гедонистического эвдемонизма.1. Эпикур стал учить философии в 310 до н.э. В Колофоне, а с 306 - в Афинах. Местом собрания сплачивавшегося вокруг него кружка стал специально купленный для этих целей сад (отсюда второе название школы - "Сад", или "Сад Эпикура"). В Саду филос. Занятия сочетались с дружеским общением. Практиковавшиеся в нем нравы отличались скромностью. Среди слушателей были рабы и женщины. В противовес Пифагору Эпикур не считал, что духовная общность друзей должна дополняться общностью имущества, ибо это могло бы стать источником недоверия между ними. Основой эпикурейского союза была верность учению и почитание личности учителя.
Эпикурейская школа была беспримерной в истории по длительности существования и преданности необожествленному учителю. В рамках единой преемственной линии она просуществовала более 600 лет и окончательно исчезла лишь в 4 в. Н.э. Она получает распространение также в рим. Мире. В сер. 2 в. До н.э. Гай Алафиний изложил учение Эпикура на лат. Языке. Эпикурейские философы упоминаются, в частности, в "Деяниях святых апостолов" (17, 18). В истории сохранились десятки имен последователей Эпикура, самый известный из них - рим. Поэт Лукреций Кар (1 в. До н.э.). Эпикур завещал, чтобы "наследники блюли сад вернейшим образом" (Диоген Лаэртский, X, 17). Одна из удивительных особенностей эпикурейской школы состоит в том, что она не знает крупных размежеваний, раздоров, как и значительных попыток развития учения.2.
Эпикур разделял философию на три части. Канонику, физику, этику. Под каноникой понимались учение о принципах познания, "наука о критерии и начале в самих их основах", под физикой - "наука о возникновении и разрушении и о природе". Под этикой - "наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели" (Диоген Лаэртский, X, 30). Э. Как оригинальное филос. Учение характеризуется механическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, решительным отрицанием телеологии и бессмертия души, однако его доминантой является этика. Эпикур, наряду со стоиками, обозначил тот поворот в философии, когда в ней теоретические, собственно научные изыскания стали подчиняться практическим целям спасения личности от жизненных катастроф.Э.
- это прежде всего идеал безмятежного покоя, обретаемый индивидом в процессе уклонения от мира. Для обозначения этого состояния Эпикур использует понятие атараксии. Индивид зависит от мира двояко - непосредственно из-за неудовлетворенности желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Вздорными являются страсти, которые выходят за рамки наслаждения, понимаемого как отсутствие страданий, ибо человек чувствует боль, а безболия не чувствует. Как приоритет душевных удовольствий над телесными. Как готовность довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей, ибо "ничего не достаточно тому, кому не достаточно малого".
Страхи нейтрализуются философией, которая освобождает человека от страхов перед богами. Перед необходимостью. Перед смертью - показывая, что они являются следствием невежества. Уклонение от мира предполагает также уклонение от др. Индивидов как его части. С внешними обстоятельствами лучше всего справляется тот, кто делает "что можно, близким себе, а чего нельзя, то по крайней мере не враждебным, а где и это невозможно, там держится в стороне и отдаляется настолько, насколько это выгодно".Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. Подчеркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение.Э.
Стал в последующей истории философии одним из основных теоретических источников при осмыслении атомистических идей и в особенности - этического индивидуализма в вариантах гедонизма и эвдемонизма. После греко-римской античности, когда интерес к нему поддерживался деятельностью школы, он получает широкое распространение в эпоху Возрождения (Л. Валла, Ф. Рабле, К. Раймонди и др.), а также в 17-18 вв. Во Франции (П. Гассенди, Ж. Ламетри, П. Гольбах, Б. Фонтенель и др.) и Англии (Ф. Бэкон, Дж. Толанд и др.).3. Э. Закрепился в истории философии и культуры как определенная этико- нормативная традиция. В истории философии он стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл.обр. Как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе.
Как филос. Аргументированный образ жизни Э. Противостоит и дополняет стоическую этику долга. За пределами философии Э. Воспринимается по преимуществу как гедонизм, в обыденном сознании эпикуреец - это любитель чувственных наслаждений. Вульгаризация Э. Началась при жизни самого Эпикура. Многие мыслители (в т.ч. И из среды его стоических оппонентов, как, напр., Л.А. Сенека) и в древности, и в Новое время поднимали голос против гедонистического искажения Э. Но это не смогло разрушить закрепившееся в общественном сознании представление об Э., которое, видимо, имеет свою правду. Своеобразие Э. И в самом деле состоит не в идее нравственной автаркии личности (она была свойственна и стоикам, и скептикам школы Пиррона), а в том, что путь к ней лежит через культуру наслаждений.Гюйо М.
Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями // Собр. Соч. СПб., 1899. Т. 2. Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М., 1926. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и мнениях знаменитых философов. М., 1986. Кн. X. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.М.М. Шахнович.
Дополнительный поиск Эпикуреизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпикуреизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпикуреизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 10 символа