Эпикуреизм

208

1) одна из основных послеаристотелевских филос. Школ античности. 2) филос. Система Эпикура. 3) этико-нормативная традиция гедонистического эвдемонизма.1. Эпикур стал учить философии в 310 до н.э. В Колофоне, а с 306 - в Афинах. Местом собрания сплачивавшегося вокруг него кружка стал специально купленный для этих целей сад (отсюда второе название школы - "Сад", или "Сад Эпикура"). В Саду филос. Занятия сочетались с дружеским общением. Практиковавшиеся в нем нравы отличались скромностью. Среди слушателей были рабы и женщины. В противовес Пифагору Эпикур не считал, что духовная общность друзей должна дополняться общностью имущества, ибо это могло бы стать источником недоверия между ними. Основой эпикурейского союза была верность учению и почитание личности учителя.

Эпикурейская школа была беспримерной в истории по длительности существования и преданности необожествленному учителю. В рамках единой преемственной линии она просуществовала более 600 лет и окончательно исчезла лишь в 4 в. Н.э. Она получает распространение также в рим. Мире. В сер. 2 в. До н.э. Гай Алафиний изложил учение Эпикура на лат. Языке. Эпикурейские философы упоминаются, в частности, в "Деяниях святых апостолов" (17, 18). В истории сохранились десятки имен последователей Эпикура, самый известный из них - рим. Поэт Лукреций Кар (1 в. До н.э.). Эпикур завещал, чтобы "наследники блюли сад вернейшим образом" (Диоген Лаэртский, X, 17). Одна из удивительных особенностей эпикурейской школы состоит в том, что она не знает крупных размежеваний, раздоров, как и значительных попыток развития учения.2.

Эпикур разделял философию на три части. Канонику, физику, этику. Под каноникой понимались учение о принципах познания, "наука о критерии и начале в самих их основах", под физикой - "наука о возникновении и разрушении и о природе". Под этикой - "наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели" (Диоген Лаэртский, X, 30). Э. Как оригинальное филос. Учение характеризуется механическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, решительным отрицанием телеологии и бессмертия души, однако его доминантой является этика. Эпикур, наряду со стоиками, обозначил тот поворот в философии, когда в ней теоретические, собственно научные изыскания стали подчиняться практическим целям спасения личности от жизненных катастроф.Э.

- это прежде всего идеал безмятежного покоя, обретаемый индивидом в процессе уклонения от мира. Для обозначения этого состояния Эпикур использует понятие атараксии. Индивид зависит от мира двояко - непосредственно из-за неудовлетворенности желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Вздорными являются страсти, которые выходят за рамки наслаждения, понимаемого как отсутствие страданий, ибо человек чувствует боль, а безболия не чувствует. Как приоритет душевных удовольствий над телесными. Как готовность довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей, ибо "ничего не достаточно тому, кому не достаточно малого".

Страхи нейтрализуются философией, которая освобождает человека от страхов перед богами. Перед необходимостью. Перед смертью - показывая, что они являются следствием невежества. Уклонение от мира предполагает также уклонение от др. Индивидов как его части. С внешними обстоятельствами лучше всего справляется тот, кто делает "что можно, близким себе, а чего нельзя, то по крайней мере не враждебным, а где и это невозможно, там держится в стороне и отдаляется настолько, насколько это выгодно".Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. Подчеркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение.Э.

Стал в последующей истории философии одним из основных теоретических источников при осмыслении атомистических идей и в особенности - этического индивидуализма в вариантах гедонизма и эвдемонизма. После греко-римской античности, когда интерес к нему поддерживался деятельностью школы, он получает широкое распространение в эпоху Возрождения (Л. Валла, Ф. Рабле, К. Раймонди и др.), а также в 17-18 вв. Во Франции (П. Гассенди, Ж. Ламетри, П. Гольбах, Б. Фонтенель и др.) и Англии (Ф. Бэкон, Дж. Толанд и др.).3. Э. Закрепился в истории философии и культуры как определенная этико- нормативная традиция. В истории философии он стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл.обр. Как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе.

Как филос. Аргументированный образ жизни Э. Противостоит и дополняет стоическую этику долга. За пределами философии Э. Воспринимается по преимуществу как гедонизм, в обыденном сознании эпикуреец - это любитель чувственных наслаждений. Вульгаризация Э. Началась при жизни самого Эпикура. Многие мыслители (в т.ч. И из среды его стоических оппонентов, как, напр., Л.А. Сенека) и в древности, и в Новое время поднимали голос против гедонистического искажения Э. Но это не смогло разрушить закрепившееся в общественном сознании представление об Э., которое, видимо, имеет свою правду. Своеобразие Э. И в самом деле состоит не в идее нравственной автаркии личности (она была свойственна и стоикам, и скептикам школы Пиррона), а в том, что путь к ней лежит через культуру наслаждений.Гюйо М.

Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями // Собр. Соч. СПб., 1899. Т. 2. Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М., 1926. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и мнениях знаменитых философов. М., 1986. Кн. X. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.М.М. Шахнович.

Значения в других словарях
Эпикуреизм

философские учения, исходящие из идей Эпикура. Основанная им в Афинах философская школа («Сад») явилась одним из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма наряду со Стоицизмом — ее постоянным оппонентом в философских спорах. Наиболее известные представители раннего «Сада» (4—3 вв. До н. Э.)— Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, среднего (2—1 вв. До н. Э.) — Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона) и Филодем (возможно, учитель Лукреция (См. Лукреций)) перенесли Э...

Эпикуреизм

ЭПИКУРЕИЗМ - учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах - "Сад" Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в Риме - Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем - в течениях 17-18 вв. (П. Гассенди), Как этический принцип родствен эвдемонизму. Впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.. ..

Эпикуреизм

ЭПИКУРЕИЗМ, учения, исходившие из идей Эпикура. Школа> в Афинах - "Сад" Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в Риме - Лукреций>. Идеи эпикуреизма вновь привлекли внимание в эпоху Возрождения, затем в материалистических и просветительных течениях 17 - 18 вв. (П. Гассенди>). Как этический принцип родствен эвдемонизму. Впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.. ..

Эпикуреизм

После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. Греческий мир вступил в период упадка. В этих условиях эпикуреизм как образ жизни процветал с конца 4 в. До н.э. По крайней мере до 3 в. Н.э. Привлекательным его делала прежде всего исповедуемая мораль, которая, однако, была основана на философском представлении о Вселенной, обращенном скорее к интеллектуалам, чем к широким массам. В отличие от стоицизма, главного соперника и оппонента эпикуреизма, основные принципы и теоретические положения пос..

Эпикуреизм

(от сл. Эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)нравственно философское учение, которое высшей целью в жизни ставит наслаждение. В более употребительном, хотя и несколько извращенном смысле. Стремление к чувственным наслаждениям.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)от эпикуреец. Учение Эпикура, состоящее в ..

Эпикуреизм

Учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах - "Сад" Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в Риме - Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем - в течениях 17-18 вв. (П. Гассенди), Как этический принцип родствен эвдемонизму. Впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.. ..

Эпикуреизм

1. М.1) Система взглядов древнегреческого философа Эпикура, на основе атомизма объяснившего мир материалистически, а с точки зрения этики - проповедовавшего разумное стремление человека к счастью.2) Мировоззрение, возникшее на основе искаженного толкования этического подхода Эпикура о разумном стремлении человека к счастью и видящее смысл человеческой жизни лишь в удовлетворении чувственных инстинктов и в наслаждении личными удовольствиями и комфортом.2. М.Склонность к чувственным наслаждения, л..

Эпикуреизм

ЭПИКУРЕИ́ЗМ -а. М.. ..

Эпикуреизм

-а. М. 1. В древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17 в. Учение, согласно к-рому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой [по имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура]. 2. Мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в утончённых удовольствиях, в комфорте (книжн.). II прил. Эпикурейский” -ая, ое.. ..

Эпикуреизм

Эпикуреизма, мн. Нет, м. 1. Философское учение древнегреческого философа Эпикура (филос.). 2. Мировоззрение, выросшее на почве одностороннего истолкования этого учения и видящее смысл человеческой жизни в удовлетворении чувственных инстинктов и в достижении личного блага (книжн.). 3. Склонность к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни, то же, что эпикурейство (книжн.).. ..

Эпикур

(341—270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы "Сад Э.". Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. "Э. Приветствует Пифокла" (письмо). "Э. Приветствует Менекея" (письмо). "Большой обзор" (предназначенный для начинающих). "Малый обзор", или "Письмо к Геродоту" (для более подготовленных последователей). "..

Эпикур (Еpicures)

..

Эписиллогизм

(от греч. Epi при и syllogismos – суммирование) – последующее умозаключение (см. Умозаключение).. ..

Эпистемическая Логика

..

Дополнительный поиск Эпикуреизм Эпикуреизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпикуреизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпикуреизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 10 символа