Этика Ценностей

95

Восходящая к Аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа Шелером материальной этикой ценностей (см. Ценность). По Канту, моральное повеление (см. Императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности. У Аристотеля целью становления являлась чистая форма, у Плотина – добро. У Канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. Д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость.

М. Шелер («Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», 1927), наоборот, считает. Не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. Воля, определенная материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы». Мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. В противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи.

В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Существует чистая априорная ценность. «Эмоциональное в духе. Чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление – также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль» (М. Шелер. Там же). Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием.

Сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. См. Также Этика..

Значения в других словарях
Эсхатология

(греч. Eschatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т.е. Учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т.е. Учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении индивидуальной Э. Особая роль принадлежит Др.Египту, а в становлении всемирной Э. - иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса..

Этика

(греч. Ethika. От ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически — на протяжении всей истории Э. — обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии). Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Этика1

Главное произведение Б. Спинозы. Написано на лат. Яз. Работа над "Э." была начата в 1662 и закончена в 1675. Напечатать ее не удалось из-за нападок на Спинозу, вызванных публикацией в 1670 "Богословско-политического трактата" и уходом от власти республиканской партии, глава которой был покровителем Спинозы. Издана посмертно (1677). Книга состоит из пяти частей и построена по образцу геометрических трактатов. Каждая часть состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В первой..

Этинтер (Оetinger) Фридрих Кристоф

(род. 6 мая 1702, Геппинген – ум. 10 февр. 1782, Муррхардт) – теолог, «нем. Сведенборг», развивавший нем. Мистику в эпоху Просвещения. Он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у Я. Бёме, с ньютоновской теорией тяготения. Выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии Декарта. Склонялся к теософии Сведенборга, хилиазму и каббале. Собр. Соч. «Sдmtliche Schriften», 6 Bde., 1858-1866. Избр. Произв. «Die heilige Philosophie», 1923.. ..

Дополнительный поиск Этика Ценностей Этика Ценностей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этика Ценностей" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этика Ценностей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 15 символа