Этика1

94

Главное произведение Б. Спинозы. Написано на лат. Яз. Работа над "Э." была начата в 1662 и закончена в 1675. Напечатать ее не удалось из-за нападок на Спинозу, вызванных публикацией в 1670 "Богословско-политического трактата" и уходом от власти республиканской партии, глава которой был покровителем Спинозы. Издана посмертно (1677). Книга состоит из пяти частей и построена по образцу геометрических трактатов. Каждая часть состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В первой части мыслитель выдвигает свое фундаментальное положение о субстанции, тождественной Богу и природе, и строит онтологическую систему, главными категориями которой являются субстанция, выступающая причиной самой себя (causa sui).

Атрибуты (протяженность и мышление), каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность и составляет вместе с бесконечным множеством др. Атрибутов субстанцию. Модусы, или состояния субстанции. Вторая часть посвящена природе души, ее соотношению с телом, а также познавательным способностям. В ней содержатся основные гносеологические выводы Спинозы и учение о теле. Душа и тело трактуются в "Э." как вещь мыслящая и вещь протяженная. Т.к. Они принадлежат к атрибутам мышления и протяжения, никак не взаимодействующим друг с другом, душа не может побуждать тело к действию, а тело - душу к мышлению. Тем не менее душа может познавать телесный мир, поскольку оба атрибута являются последовательным выражением одной и той же субстанции.

На этой "параллельности" бытия и познания основан принцип их гармонии. "Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей". В этой части дано также учение об истине, т.е. Об адекватных идеях, которыми душа познает Бога, и лжи как искаженных и смутных идеях, возникающих из-за недостатка познания. Истинным оказывается все положительное содержание идей. Причина искажения истины - деятельность воли, причем воля понимается не как желание, а лишь как способность утверждения и отрицания. Третья и четвертая части излагают учение философа об аффектах (страстях) и представляют его этику в узком смысле. Спиноза утверждает, что зависимость от аффектов, принимаемая обычно за свободу, является рабством, порожденным неадекватным познанием.

Истинная свобода - это правильное познание, которое приводит нас от чужеродного принуждения страстей к знанию собственной необходимости души. Идеал познания совпадает с моральным идеалом. "Высшее благо для души есть познание Бога, а высочайшая добродетель - познавать его". Пятая, завершающая, часть "Э." посвящена пути к свободе. Им оказывается интеллектуальная любовь к Богу, в которой душа обретает блаженство и вечность, становясь "частью бесконечной любви, которой Бог любит самого себя" (теорема 36).Система, построенная в "Э.", явилась переработкой и развитием идей Р. Декарта в форме филос. Пантеизма и считается классическим образцом рационализма 17 в., оказавшим плодотворное влияние на развитие западноевропейской философии, особенно на нем.

Классическую и романтическую философию 18- 19 вв.Последнее академическое издание "Э." осуществлено К. Геб-хардтом. Opera. 1925. Bd 2. Рус. Пер. В.И. Модестова (1886. 1904), Н.А. Иванцова (1892). См. Также. Избр. Произв. М., 1957. Т. 1..

Значения в других словарях
Этика

(греч. Ethika. От ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически — на протяжении всей истории Э. — обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии). Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Этика Ценностей

Восходящая к Аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа Шелером материальной этикой ценностей (см. Ценность). По Канту, моральное повеление (см. Императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности. У Аристотеля целью становл..

Этинтер (Оetinger) Фридрих Кристоф

(род. 6 мая 1702, Геппинген – ум. 10 февр. 1782, Муррхардт) – теолог, «нем. Сведенборг», развивавший нем. Мистику в эпоху Просвещения. Он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у Я. Бёме, с ньютоновской теорией тяготения. Выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии Декарта. Склонялся к теософии Сведенборга, хилиазму и каббале. Собр. Соч. «Sдmtliche Schriften», 6 Bde., 1858-1866. Избр. Произв. «Die heilige Philosophie», 1923.. ..

Этиология

(от греч. Aitia – причина и logos – учение) – учение о причинах. Этиологический – причинный.. ..

Дополнительный поиск Этика1 Этика1

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этика1" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этика1, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа