Этноцентризм1

81

(греч. Ethnos - группа, племя, народ и лат. Centrum - средоточие, центр) - свойство индивида, социальных групп и общностей (как носителей этнического самосознания) воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума. Термин "Э." введен У. Самнером (1906) и Гумпловичем (1883). Самнер полагал, что существует резкое различие между отношениями людей внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри группы царит солидарность, то в отношениях между группами преобладают подозрительность и вражда. Э. Отражает и одновременно воспроизводит единство этнической группы перед лицом внешнего мира.

Э. Связан с противопоставлением "мы - они", лежащим в основе этнической самоидентификации (реконструирован таким образом в работах Б. Поршнева и С. Токарева). Не менее существенна связь Э. С социальными стереотипами, усваиваемыми в ходе социализации и включения в ту или иную социокультурную среду. Важный фактор формирования Э. - национализм (идеологии в целом). Как и этническое самосознание, Э. Нельзя рассматривать в отрыве от истории и социально-экономического состояния соответствующих этносов. Межэтнические установки зависят от степени интенсивности и направленности культурных контактов, которые могут быть не только враждебными, но и дружественными.СЮ. Солодовников..

Значения в других словарях
Этнос1

(греч. Ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и пост-советской этнографии. Основы теории Э. Были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал Э. Как основную форму существования локальных гру..

Этноцентризм

(от греч. Ethnos - группа, племя и лат. Centrum - центр, средоточие) - взгляд на мир через призму этнической идентификации. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Термин "Э." впервые появился в работе пол.-австр. Социолога Л. Гум-пловича "Расовая борьба" (1883). Более основательно этот термин был проработан амер. Социологом У. Сам- нером. Сейчас данное понятие используется в философии, социоло..

Этос

(от др.-греч. Ethos - обычай, нрав, характер) - совокупность стойких черт индивидуального характера. Первоначально Э. Обозначали привычное место совместного проживания. Дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Затем слово стало означать стабильный признак к.-л. Явлений, обычай, нрав, характер. Гераклит утверждал, что Э. Человека - это его божество. Антич. Философы считали, что человеческий характер обладает неизменностью. Характер личности формируется традициями и обычаями. Поэт..

Этос Науки

Совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. Религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы. Зачем. Во имя какой цели. Каков смысл бытия. По самому своему определению наука призвана дать объек..

Дополнительный поиск Этноцентризм1 Этноцентризм1

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этноцентризм1" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этноцентризм1, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 13 символа