Моторные Масла

70

смазочные нефтяные и синтетич. Масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных), а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся пов-стей и уплотнения зазоров гл. Обр. В цилиндропоршневых группах. Наиб. Распространены дизельные М. М., применяемые для смазки автотракторных, транспортных, стационарных, тепловозных и судовых двигателей. Карбюраторные М. М. Используют только в автомобильных двигателях. Масла, предназначенные для обоих типов двигателей, наз. Универсальными. Особая группа М. М.-авиационные масла. По сезонности применения различают зимние, летние и все-сезонные масла. М. М. Подвергаются значительным мех. И термич.

Воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, терять текучесть при низких т-рах, вспениваться, интенсивно испаряться, образовывать осадки и смолистые отложения. Должны обладать хорошими противоизносными и анти-фрикц. Св-вами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать др. Конструкц. Материалы, напр. Резины. Осн. Характеристики М. М. Вязкость 6-20 мм 2/с (100°С), т. Всп. 200-220 °С, т. Заст. От - 15 до - 35 °С, зольность 0,95-1,65% по массе. М. М. Приготовляют гл. Обр. На основе нефтяных фракций. Последние по способу произ-ва подразделяют на дистил-лятные (получают вакуумной перегонкой нефти) и остаточные (производят очисткой гудронов, образующихся при перегонке мазутов). Масла требуемой вязкости вырабатывают, как правило, компаундированием дистиллятных и остаточных компонентов.

Нефтяные М. М.-жидкие смеси изо-парафиновых, нафтеновых, ароматич. И нафтеноароматич. Углеводородов (мол. М. 300-600). Все большее применение находят синтетические М. М., к-рые в отличие от нефтяных выдерживают без заметного разложения и испарения высокие рабочие т-ры (до 700 °С и выше) и сохраняют подвижность (без потери текучести) при низких т-рах (до Ч 40°С и ниже), что облегчает запуск двигателей. Базовые синтетич. Масла-преим. Поли-a-олефины, диэфиры (на основе сложных эфиров дикарбоновых к-т), полиалкилен-гликоли, диалкилбензолы. Наряду с синтетич. Маслами используют также нефтяные основы с добавками синтетич. Компонентов. Для улучшения эксплуатац. Св-в М. М. В них вводят присадки (1-25% по массе). Моюще-диспергирующие (сульфо-наты, салицилаты и феноляты Са, сукцинимиды)-для предотвращения образования на деталях двигателей нагаров и лаковых пленок.

Антиокислит. И противоизносные (2,6-ди- трет -бутил-4-метилфенол, диалкидитиофосфаты Zn). Антифрикционные (MoS2, графит)-для снижения потерь на трение и снижения расхода топлива. Загущающие, или вязкостные (полиизобутилен, полиметакрилаты). Депрессорные (алкилнафталины)-для снижения т-ры застывания масел. Антипенные (полиметилсилоксан). Добавлением спец. Ингибиторов коррозии (производные сукцинимида и др.) получают т. Наз. Рабочие консервац. Масла, обеспечивающие длительное (10 лет и более) хранение двигателей. Отработавшие нефтяные М. М. Необходимо заменять новыми через 6-12 тыс. Км пробега машин или 120-480 ч функционирования двигателей. Сроки смены синтетич. Масел в 1,5-2,0 раза больше. Для повторного использования таких масел их подвергают спец.

Обработке с целью регенерации-восстановления эксплуатац. Св-в (см. Смазочные масла). Мировое произ-во М. М. Более 15 млн. Т/год (1989). Лит. Куляев А. М., Химия и технология присадок к маслам и топливам, М., 1972. Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник, 2 изд., М., 1978, с. 91-125. Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 224-39. Справочник нефтеперерабо гчика, Л., 1986, с. 438-47. Мамедьяров М. А., Химия синтетических масел, Л., 1989. В. Л. Лашхи.

Значения в других словарях
Морфолин

(тетрагидро-1,4-оксазин, диэтиленимидоок-сид), мол. М. 87,12. Бесцв. Гигроскопичная жидкость. Т. Пл. -4,9°С, т. Кип. 128.9 °С, 24,9°С/10 мм рт. Ст. D204 1,0007. ..

Морфотропия

(от греч. Morphe-форма и tropos-поворот), изменение структуры и св-в кристаллов при изменении их хим. Состава. М. Обычно связывают с закономерным изменением атомных или ионных радиусов в рядах однотипных хим. Соединении. Так, в ряду карбонатов MgCO3, CaCO3, SrCO3, BaCO3 с увеличением ионного радиуса катиона (при координац. Числе 6 для Mg2+ 0,086 нм, Са 2+ 0,114 нм, Sr2+ 0,138 нм, Ва 2+ 0,149 нм) кристаллич. Структура изменяется от структуры арагонита (MgCO3) к структуре кальцита (SrCO3 и ВаСО 3..

Моторные Топлива

смеси жидких углеводородов с неуглеводородными примесями, компонентами разл. Происхождения и присадками (см. Присадки к топливом), используемые в качестве топлив для двигателей. М. Т. Получают гл. Обр. Путем переработки нефти, прир. И попутных газов. В зависимости от типа двигателей М. Т. Подразделяют на неск. Групп. В двигателях с принудит. Воспламенением испарение топлива и образование топливно-воздушной смеси происходит при относительно невысоких т-рах, поэтому в таких двигателях приме..

Мочевая Кислота

(пурин-2,6,8-трион), ф-ла I, мол. М. 168,12. Бесцв. Кристаллы. Т. Разл. 400 °С. DH0cгор -1919 кДж/моль. Плохо раств. В воде, этаноле, диэтиловом эфире, раств. В разб. Р-рах щелочей, горячей H2SO4, глицерине. В р-ре существует в таутомерном равновесии с гидроксифор-мой (ф-ла II), при этом преобладает оксо-форма. М. К.-двухосновная к-та ( р К а5,75 и 10,3), образует кислые и средние соли (ураты). Под действием едких щелочей и конц. К-т разлагается на НСl, NH3, CO2 и глицин. Легко алкил..

Дополнительный поиск Моторные Масла Моторные Масла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моторные Масла" в словаре Химическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моторные Масла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 14 символа