Рига

90

        столица Латвийской ССР, крупный промышленный, культурный и научный центр. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. Возникла на месте древнего торгового поселения. Впервые как город упоминается с 1201. На правом берегу Даугавы - Старый город с сетью средневековых узких улиц и Новый город, отделённый от Старого города садово-парковым полукольцом и регулярно распланированный в XVII-XIX вв. Левобережье (Пардаугава) застраивалось с XVIII в. Ныне - озеленённая территория с несколькими промышленными зонами и разрежённой жилой застройкой (Агенскалнские сосны, 1958-62, архитекторы Н. Рендель, Э. Якобсоне. Илгюциемс, 1967-70, архитекторы Р. Лелис, Л. Наглинь и др.).

На окраинах Риги обширные лесопарки примыкают к жилым массивам, имеющим свободную пространственную композицию (Межапарк на берегу озера Кишэзерс (с 1949) с Большой певческой эстрадой, 1955, архитекторы В. В. Шнитников, Г. Ирбите и др. Жилые районы. Юглас, 1962-70, архитекторы П. Фогеле и др. Пурвциемс, с 1965, архитекторы С. Алкснй, Э. Дранде, Г. Мелбергс и др. Кенгарагс, 1961-71, архитекторы И. Страутманис и др. Межциемс, с 1977, архитекторы З. Гайле, М. Гелзис и др.).        В Старом городе сохранились фрагменты средневековых городских укреплений (XIII-XV вв.), жилые дома XV-XVIII вв. (так называемые "Три брата", XV-XVII вв. Так называем. Дом Рейтерна, 1685, архитекторы Р. Бинденшу, и др.). А также романско-готическая Домская церковь(заложена в 1211, завершена около 1270, перестроена около 1300) и церковь Екаба (XIII в., перестраивалась в XIV и XVIII вв.), готическая церковь Петера (XIII - начало XIV вв., перестраивалась в XIV-XV вв.

Барочный западный фасад - 1689-94, архитекторы Бинденшу и др.), позднеготическая церковь Яня (впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце XV - начале XVI вв.), бывший Орденский замок (1330, перестроен в 1497-1515, расширен в XVII-XIX вв.), классицистическая церковь Петера-Павила (1780-86, инженер-архитектор С. Зеге, архитектор К. Хаберланд) и арсенал-пакгауз (1828-32, архитекторы И. Лукини (?), Ю. Шпацир). В центральном районе преобладают 5-6-этажные дома (сплошная застройка бульвара Райниса, улиц Меркеля, Кр. Барона и др., 1870-80-е гг., архитекторы Р. Пфлуг и др.) и общественные здания (здание Художественном музее Латвийской ССР, 1905, архитектор В. Нейман), эклектические и в стиле "модерн". Ряд зданий построен в духе неоклассицизма (Дворец юстиции, ныне Совет Министров Латвийской ССР, 1936-38, архитектор Ф.

Скуинь).        В советское время проведены большие градостроительные работы. Созданы новые транспортные магистрали, площади, разбиты скверы, парки, реконструированы набережные, восстановлены старые и построены новые мосты через Даугаву (Октябрьский мост, 1955-58, и др.), разработан генеральный план (1955, архитектор Е. А. Васильев). Новый генеральный план (утверждён в 1967, архитекторы В. Апситис, Э. Пучин, Мелбергс и др.) предусматривает сохранение исторического облика Старого города, развитие центральных районов Риги и дальнейшее массовое строительство на периферии города. Построены высотное здание АН Латвийской ССР (1950-57, архитекторы Апситис, О. Тилманис и др.), вокзалы - железнодорожный (1957-66, архитекторы В.

И. Кузнецов и В. П. Ципулин) и морской (1963-65, архитекторы М. Гелзис и В. Сависко), аэровокзал (1970-74, архитекторы Л. Я. Иванов, В. М. Ермолаев), Дворец спорта (1970, архитекторы Б. Бурчика, О. Крауклис и др.), Мемориальный музей-памятник латышским красным стрелкам (открыт в 1971, архитекторы Д. Дриба, Г. Лусис-Гринберг, скульптор В. Алберг), здание ЦК компартии Латвии (1972-74, архитекторы Я. Вилцинь, Г. Асарис и др.), административные здания Ленинского (1975, архитекторы М. Гелзис, Я. Карклинь) и Пролетарского (1980, архитектор О. Крауклис) районов, торговый центр "Иманта" (1979, архитекторы Ю. Паэгле, В. Валгумс), Дом политического просвещения (1982, архитекторы Ю. Гертман, В. Кадырков). Памятники. Ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, архитекторы А.

Бирзениек и др.) и памятник Свободы (гранит, туф, 1931-35, архитектор Э. Шталберг) - оба скульптор К. Зале. Памятник Р. Блауманису (гранит, 1929, скульптор Т. Залькалн), Я. Райнису на кладбище Райниса (гранит, 1934, скульптор К. Земдега, архитектор П. Аренд) и в парке Коммунаров (гранит, 1958-65, скульптор Земдега, выполнен скульпторами А. Гулбисом и Л. Блумбергом, архитектор Дриба), В. И. Ленину (бронза, гранит, 1947-50, скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал, архитектор Э. Шталберг), П. Стучке (бронза, гранит, 1962, скульптор Э. Мелдерис, архитектор Г. Мелдерис), Борцам Революции 1905 на кладбище Матиса (гранит, 1956-59, скульптор Л. В. Буковский, архитекторы О. Н. Закаменный и А. Бирзениек) и на Комсомольской набережной (бронза, гранит, 1959, скульптор А.

Терпиловский, архитектор К. Плуксне), композитору А. Калниню (гранит, 1979, скульптор Залькалн, архитектор И. Батраг). Музеи. Художественный музей Латвийской ССР, Музей зарубежного искусства Латвийской ССР, Латвийский этнографический музей под открытым небом..

Значения в других словарях
Рибера Хусепе де

        (Ribera. Прозвище - Спаньолетто, Spagnoletto - "Маленький испанец") (1591-1652), испанский живописец и гравёр. Крупнейший представитель испанского реалистического искусства XVII в. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1613 уехал в Италию, в 1616-18 работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. В начале творчества испытал влияние Караваджо. После возвращения в Испанию продолжил реалистические искания Ф. Рибальты и Ф. Эрреры Старшего. Для раннего творче..

Ривера Диего

        (Rivera) (1886-1957), мексиканский живописец. Один из основателей мексиканской школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1896-1902). В 1907-21 жил в Европе, учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), посетил Италию (1920-21). В 1927-28 и 1955-56 бывал в СССР. В 1930-34 и 1940 работал в США. В монументальной живописи видел средство агитации, пропаганды и просвещения, утверждения труда, революционной борьбы. Росписи Риверы открыто публицистичны, историко-познавате..

Ригль Алоиз

        (Riegl) (1858-1905), австрийский искусствовед. Представитель "венской школы" искусствознания. Отвергая нормативный взгляд на историю искусств как на эволюционную последовательность периодов "упадка" и "прогресса" на пути к общему идеалу, Ригль выдвинул понятие о внутренне присущей художественному творчеству "художественной воле", предопределяющей своеобразие эпох искусства, в том числе периодов "гаптической" (осязательно-плоскостной) и "оптической" (пространственной) трактовки формы. Нес..

Риго Гиацинт (Иасент)

        (Rigaud) (1659-1743), французский живописец. Портретист. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (с 1681. Ректор в 1733). Испытал влияние А. Ван Дейка, П. П. Рубенса, Рембрандта. В своих парадных и камерных портретах королевской семьи и аристократии сочетал пышную театрализованность с индивидуальными характеристиками ("Людовик XIV", 1701, Лувр).Литература. Ю. К. Золотов, Французский портрет XVIII в., М., 1968. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Поле..

Дополнительный поиск Рига Рига

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рига" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рига, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 4 символа