Вак
(Ветер) - древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. Авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и разрушительно-губительную функцию, - возможно, и к индоевропейской эпохе. В Ведах В. Фигурирует наряду с другим (иногда тождественным ему, иногда отличным от него) богом ветра Ватой (ср. Авест. Вата), причем В. Более антропоморфен, а Вата, как и в иранской мифологии, представляет стихию ветра. В. Иногда выступает колесничим Индры (Вата - Парджанъи). Обычно В. Предстает в облике прекрасного юноши, мчащегося на колеснице, запряженной красными конями. Его гл. Свойство - стремительность, он - "быстрейший из богов", первым прибывающий на место жертвоприношения. Вата, в отличие от В., - невидим, не имеет облика, гл.
Его характеристика - сокрушающая сила удара, натиска. К нему обращаются с просьбой погубить врагов, но он же выступает целителем. В его доме хранится сокровище бессмертия. В индуизме образ Ваты поглощен образом В. Амбивалентность фигуры самого В., восходящая к глубокой архаике (ср. Аналогич. Представления о ветре у греков, славян и др. Индоевроп. Народов) и, по-видимому, приглушенная в Ведах, раскрывается в раннеиндуистских текстах эпоса. В. - дыхание (прана) вселенной и всех живых существ, но он может покинуть их, вызвав всеобщую гибель ("Рам". VII. 35). В "Махабхарате" природным ветрам, соотносимым с пранами в человеч. Теле, противопоставляется "сокрушающий дыхание всех живых существ" ветер смерти. В. Выступает и божеством космич., всеобщей эсхатологии ("ветер конца юги").
В. Играет немаловажную роль в мифологии, "фоне" индийского эпоса (отец Бхимы, Ханумала), но с развитием индуизма значение его падает. В пуранах оно сводится к тому, что В. Выступает одним из локапал - хранителем северо-запада.Я. Васильков.
Дополнительный поиск Вак
На нашем сайте Вы найдете значение "Вак" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 3 символа