Родители И Дети

62

В традиционных русских семьях взаимоотношения родителей и детей вплоть до XX века строились, как правило, на православных патриархальных началах - уважении и почитании старших. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших", - писали из Тульской губ. На рубеже XVIII-XIX вв. Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам по всей территории расселения русских, хотя уже в XVIII в., а особенно в XIX в., отмечалось некоторое ослабление авторитета стариков. Но общественное мнение резко осуждало лиц, позволивших себе непочтительное отношение к старшим.

"Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, - писал в 1797 в частном письме крестьянин Семипалатинского у. Худяков, - почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание и без благословения ея ничево не начинайте, отчево будете от Бога прославлены и от людей похвалены..." Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, покоить и кормить во время болезни и старости", - сообщал о представлениях крестьян житель Орловской губ. В самом конце XIX в. До выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство сын должен был подчиняться родителям во всех делах - и хозяйственных, и личных.

При этом делами сыновей занимался преимущественно отец, а дочерей - мать. На дочерей безусловная родительская власть распространялась до выхода замуж. Отец решал вопросы об отдаче сына в ученье, внаем, об отправке на сторону на заработки. Сын, а тем более дочь не могли оставить отчий дом произвольно. Браки заключались по воле родителей. Иногда даже по принуждению. Но по большей части обоюдное согласие молодых должно было непременно сопровождаться одобрением родителей. Свадьба, как правило, не проходила без благословения родителей. В случае их смерти благословляли крестные отец и мать. Считалось, что сын или дочь не имеют права противоречить отцу. Если родители обращались к своей общине или в волостной суд с жалобой на непокорность сына или дочери, дело, как правило, решалось однозначно в пользу старших.

Так, житель Пошехонья отмечал. "За непочтение детей родители могут обращаться в волостной суд, который без разбирательства, только по жалобе родителей, наказывает непокорных детей". Степень подчинения детей родителям резко менялась с выделением сына или выходом замуж дочери. Отец и мать практически теряли власть над ними, по крестьянским представлениям. Вот тут-то и выступала уже в чистом виде нравственная основа их отношений - уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. И в этот период тоже общественное мнение деревни и ее юридические обычаи были на стороне родителей. "Дети, достигнув совершеннолетия, должны покоить и ухаживать за родителями в их старости, и давать им приличное содержание, и всегда оказывать им почтение и повиновение.

На обязанности детей - честно похоронить родителей и поминать их" - так это было принято в Ярославской губ. У русских крестьян на Алтае в неписаном, обычном праве этот вопрос решался тоже однозначно. Дети обязаны содержать родителей, если они "не способны содержаться собственными трудами". Религиозно-нравственная основа взаимоотношений двух поколений в семье особенно четко проявлялась в крестьянских представлениях о значении родительского благословения и родительского проклятья. "Родительскому благословению здесь придают громадное значение", - решительно утверждал корреспондент Этнографического бюро из Ярославской губ. В 1900. Он рассказывал, в частности, как один из крестьян с. Пречистого Карашской волости, вернувшись с дальних заработков, не застал своего старика отца в живых - не успел получить от него благословения.

С тех пор прошло пять лет, но он продолжал горевать и всякую неудачу, которая его постигала, объяснял тем, что не получил родительского благословения. Родительское благословение давалось перед свадьбой (когда начинали собираться в церковь, родители благословляли иконой), перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и просто перед каким-либо ответственным или опасным делом. Наблюдатель из Вельского уезда (Вологодчина) рассказывал, что даже сын, у которого были плохие отношения с матерью, уходя в бурлаки, просил у нее благословения. "Даром что в ссоре жили, а попросил благословенья. Не смел без его уйти", - говорила мать. Крестьяне придавали большое значение и молитве отца или матери за детей.

"Сила родительской молитвы неотразима", - утверждал житель села Подбушка Жиздринского у. Калужской губ. "Молитва родителей и со дня моря поднимет", - вторит ему крестьянин Ф.Е. Кутехов из Егорьевского у. Рязанской губ. Человек же, получивший проклятье кого-либо из родителей, ожидал для себя тяжелые беды и несчастья. На проклятого родителями все смотрели как на отверженного. Широко ходили в народе рассказы, в которых даже почти случайно, по мелкому поводу, произнесенное матерью слово "проклятый" или "проклятая" отдавало того, к кому оно относилось, во власть нечисти, и требовались особенные молитвенные усилия, чтобы вырвать его из этого состояния. Обязанности родителей в отношении детей также четко осознавались в крестьянской среде и были подкреплены положениями обычного права.

Среди этих обязанностей наряду с содержанием детей всегда подразумевалось их религиозно-нравственное и трудовое воспитание (см.). В сообщении из Знаменской волости Волховского у. Орловской губ. Обязанности родителей - по представлениям местных крестьян - перечислены в таком порядке. Кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж. Близкая к этой информация содержится и в документах по другим территориям. М.М. Громыко.

Значения в других словарях
Родители И Дети

В традиционных русских семьях взаимоотношения родителей и детей вплоть до XX века строились, как правило, на православных патриархальных началах — уважении и почитании старших. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губ. На рубеже XVIII —XIX вв. Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам по всей..

Родионовы

Родионовы - старинный русский дворянский род, восходящий к XVI веку и записанный в VI часть родословной книги Симбирской губернии. Дмитрий Петрович Р. (1831 - 1888) составил ценное руководство "Основы сельского хозяйства". (СПб., 1879) и поместил ряд статей в "Русской Старине", "Историческом Вестнике". И других изданиях. В. Р-в.. ..

Родиславский Владимир Иванович

Родиславский (Владимир Иванович, 1828 - 1885) - писатель. Окончил курс в Московском университете. Состоял правителем канцелярии московского генерал-губернатора. Был основателем и первым секретарем "Общества русских драматических писателей". Напечатал. "Аграфена Тимофеевна Сабурова", биографический очерк ("Пантеон", 1855, № 9), "Лукавый попутал", рассказ (ib., № 11), "Сергей Васильевич Васильев". (Москва, 1862), "Было да прошло", комедия в..

Родить

-это слово кроме обычного значения имеет в Священном Писании иногда и более глубокий смысл. Явить потомка (явиться предком). Так, например, в 1Пар 2.46 сказано, что Ефа родила Газеза, хотя последний был сыном (или потомком) Харана, ее сына (или потомка), а в Мф 1.8 сказано, что Иорам родил Озию (Азарию), в то время как между ними были еще Охозия, Иоас и Амасия (1Пар 3.11-12). Показательным в этом отношении является также отрывок 1Пар 2.9-15 (см. Ниже схему). (См. Также Каин,б, сын) Есром (в Егип..

Родичев

- один из вождей кадетской партии. Начал свою общественную деятельность предводителем дворянства и мировым судьей. В 1897 г. Был председателем Тверской губернской земской управы. В качестве лидера земской оппозиции Родичев несколько раз высылался в административном порядке. Был участником пресловутой депутации к царю 6 июня 1905 г. Член всех четырех Государственных Дум, он был одним из наиболее видных ораторов кадетской фракции. В 1917 г. Родичев был комиссаром Временного Правительства в Финлянд..

Дополнительный поиск Родители И Дети Родители И Дети

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Родители И Дети" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Родители И Дети, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 15 символа