Сорокин Питирим Александрович

93

(23.1.1889, с. Турья, Яренского у., Вологодской губ. - 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США) - социолог. Родился в семье обрусевшей зырянки (коми) и русского - золотых и серебряных дел мастера, зарабатывавшего ремонтом и изготовлением церковной утвари. В возрасте менее 3 лет С. Лишился матери. Отец рано начал приучать сыновей к своему ремеслу. Жизнь в окружении девственной природы, общение с людьми, работа в храмах оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и характера С., заложили в нем глубокие этические и эстетические представления, пробудили интерес к живописи, скульптуре и архитектуре, который он сохранил на всю жизнь. В 1900, после конфликта с отцом, С. И его старший брат ушли из дома и стали вести самостоятельную жизнь бродячих ремесленников.

Жили в семье тетки, сестры матери. В 1901 С. «экспромтом» сдав вступительный экзамен, поступил в школу в селе Гам, где учился до 1904. Жил на небольшую стипендию в школьном общежитии. Усиленно занимался самообразованием. В эти годы он был певчим, потом регентом церковного и руководителем школьного хоров. Будучи знакотом религиозных текстов и обрядов, на деревенских посиделках стал центром своеобразного кружка, где крестьяне обсуждали вопросы религиознодуховного содержания. Осенью 1904 поступил в церковно-учительскую школу в деревне Хреново Костромской губернии, где учился вместе с Н.Кондратьевым. В 1905 вступил в партию эсеров, стал агитатором, за что зимой 1906 был арестован в Кинешме и 4 месяца провел в местной тюрьме, затем был отдан под гласный надзор полиции и исключен из школы.

Участвовал в революционном движении в поволжских городах и в Иваново-Вознесенске как агитатор, организатор, автор листовок. Осенью 1907 приехал в Петербург. Зарабатывая на жизнь репетиторством, занимался самообразованием, учился на вечерних Черняевских курсах. Через преподавателя курсов К.Жакова вошел в среду столичной интеллигенции, здесь же встретил учившуюся на Бестужевских курсах свою будущую жену, Е.Баратынскую (впоследствии ботаника-цитолога, профессора в США. Свадьба состоялась в конце мая 1917). Вел просветительскую и агитационную работу среди рабочих Путиловского и др. Петербургских заводов. Весной 1909 сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в Велико-Устюжской гимназии и осенью поступил в Петербурге в Психоневрологический институт, где имелась единственная в России кафедра социологии.

Чтобы избежать воинской повинности и получать стипендию, перешел в 1910 на юридический факультет Петербургского университета. Сотрудничал с М.Ковалевским в качестве его секретаря и ассистента, с Е. Де Роберти, Л.Петражицким и В.Бехтеревым - в качестве соредактора ряда периодических изданий по социологии, психологии и правоведению. В 1911 на несколько месяцев уехал за границу. В университете продолжал заниматься политической деятельностью, в связи с чем в марте 1913 был арестован, но вскоре освобожден по ходатайству Ковалевского. Окончив в 1914 университет с дипломом 1-й степени, оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию.Т.к. Социологии как отдельной дисциплины в университете не было, С. Выбрал для специализации уголовное право и пенологию, продолжая заниматься социологией.

В годы 1-й мировой войны С. Работал в разных комитетах. По мобилизации экономических ресурсов, науки, по обеспечению армии и т.п., читал лекции в военных и гражданских аудиториях, в 1915 входил в редакцию двухнедельника «Народная мысль». Изучал проблему войны и мира, был сторонником «всемирной федерации государств» и «мирового правительства», которое на основании тщательно разработанного международного права действовало бы как арбитр в возникающих между государствами конфликтах. Один из организаторов Русского Социологического общества им. Ковалевского (1916), секретарь общества. В октябре-ноябре 1916 досрочно сдал магистерские экзамены и стал приват-доцентом. Защите магистерской диссертации по книге «Преступление и кара, подвиг и награда» (СПб., 1914), назначенной на март 1917, помешала февральская революция.

В предисловии к книге Ковалевский писал. «В будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора». В 1917 - член Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, с июля секретарь А.Керенского и главный редактор газеты «Воля народа», противостоявшей газете «Дело народа», из редакции которой С. Вышел вместе с другими правыми эсерами. Отстаивал коалицию с буржуазными партиями, утверждал, что Керенский «головой выше почти всех деятелей революции». Избран депутатом Учредительного собрания. Накануне его открытия, 3.1.1918, арестован вместе с другими членами редакции «Воли народа» и заключен в Петропавловскую крепость, откуда 30 января писал. «Как ни темна ночь, все же впереди огни.

Не умрет трудовая Россия. Не умрут и великие идеалы свободы и социализма». Освобожден 13 февраля. В конце мая нелегально отправился в Великий Устюг, Вологду и Архангельск для подготовки восстания против власти большевиков, однако план провалился, за поимку С. Была назначена денежная премия. Скрывался в лесах, а после наступления осенних холодов - у родственников в Великом Устюге. Чтобы не подвергать их опасности, написал в Северо-Двинский губисполком письмо о выходе из партии эсеров, об отказе от политики, «которая может быть общественно полезна, но может быть и общественно вредна», и о решении посвятить себя работе в области науки и народного просвещения, т.к. Она «всегда полезна, всегда нужна народу», Добровольно явился в местную ЧК, был арестован и приговорен к расстрелу.

Письмо С., опубликованное 29 октября в архангельской газете «Крестьянские и рабочие думы», было затем благодаря вмешательству Г.Пятакова и Л.Карахана, знакомых с С. По университету, перепечатано 20 ноября в «Правде», оно стало известно В.Ленину, по распоряжению которого С. Отправили в московскую ЧК и вскоре освободили. В декабре он вернулся в Петроград, был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета (позднее вошедшего в состав факультета общественных наук) Петроградского университета и Психоневрологического института, избран профессором социологии в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе и в Институте народного хозяйства. Провел ряд эмпирических исследований влияния войны и революции на социальную группировку населения Петрограда, изучал специфическое поведение и социально-психологические особенности некоторых групп.

В 1919-20 прочел ряд спецкурсов. Посещал университеты Москвы и ряда др. Городов для ознакомления с преподаванием социологии и чтения лекций. Собирал материал для «Системы социологии», два тома которой были опубликованы в 1920 в обход цензуры и 22.4.1922 защищены им в Петроградском университете на степень магистра социологии. 31.1.1920 избран профессором по организованной им в университете кафедре социологии, однако был уволен после того, как в марте Ленин заявил, что в статье «О влиянии войны» (Экономист, 1920, № 1) С. «искажает правду в угоду реакции и буржуазии» и что «подобным крепостникам» место в странах буржуазной «демократии», но не в Советской России. Преподавал в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе, где жил, не зарегистрировавшись у местных властей, т.к.

Опасался преследований, и после каждого публичного выступления, где всегда открыто высказывал свое отношение к происходящему, недели две не возвращался домой. Сблизился с И.Павловым, совместно с которым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. Вместе с Бехтеревым они рассматривали в 1921 влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества. Для сбора материала С. Выезжал в голодавшие Самарскую и Саратовскую губернии. Подготовленная по собранным данным книга С. О голоде была уничтожена (изд. В США после смерти С. Его женой). Травлю С. В печати подхватили Л. Троцкий, Г. Зиновьев и др., его имя было внесено в списки представителей инакомыслящей интеллигенции, подлежащих высылке за границу.С.

Избежал ареста, т.к. Находился в тот момент в отъезде - в Москве, но взвесив все обстоятельства, счел высылку лучшим выходом и сам явился в московскую ЧК. 23.9.1922 выехал в Берлин. Сразу по приезде был приглашен президентом Чехословацкой республики Т.Масариком преподавать в Пражском университете. В Праге пробыл несколько месяцев. Знакомился с новой западной литературой, редактировал журнал «Крестьянская Россия», в котором помещал статьи по сельской социологии, издал книги «Современное состояние России» (Прага, 1922. Нов. Мир, 1992, № 4-5) и «Очерки социальной педагогики и политики» (Ужгород, 1923). Не успев приступить к преподаванию, получил приглашение от американских социологов Э.Хайеса и Э.Росса прочитать серию лекций о русской революции и в октябре 1923 выехал в США.

Читал лекции в разных колледжах и университетах, в частности, в Иллинойсском и Висконсинском. В течение 6 лет работал в университете Миннесоты. В 1930 принял американское гражданство. В том же году Гарвардский университет пригласил его сначала на серию лекций и семинаров, а затем предложил создать и возглавить новое отделение по социологии, которое вскоре стало руководящим центром социологического развития в Америке. Занимал этот пост до 1942, после чего еще в течение 17 лет оставался там профессором социологии. В 1959 вышел в отставку. За несколько лет до отставки перенес центр тяжести своей работы на созданный им исследовательский институт по изучению чувства альтруизма. Читал лекции в Америке и Европе, участвовал в научных конференциях.

С. Посвятил свою жизнь теоретической социологии. Дал определение социологии, вычленил элементы каждого социального явления, разрабатывал социологическую терминологию. Создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, положив в основу всех социальных явлений и процессов идеологическую доминанту культуры. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. Центральная идея концепции С. - приоритет сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по С. Представляет собой циклическую флуктуацию типов культур, каждая из которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах ее познания).

С. Выделяет три основных типа культуры. Чувственный - в нем преобладает непосредственное восприятие действительности. Идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление. Идеалистический - с преобладанием интуитивного вида познания. Трем способам познания соответствуют три формы истины - чувственная, рациональная и духовная (интуитивная). Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. Считал интуицию, полагая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия. Каждая система истин воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других мировоззрений.

Процесс перехода от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов взаимодействия, длительными периодами социальных и культурных кризисов, войн и др. Бедствий. Так, 1-ю мировую войну и Октябрьскую революцию С. Считал результатом огромных переворотов в социокультурной системе западного общества. Культуры, по С., движутся имманентно, т.е. Силами, в них заложенными, а не посторонними факторами. С. Создал теорию социального изменения и исследовал влияние социальных потрясений на поведение личности. Выдвинул «принцип поляризации», по которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному интерсубъективному поведению интенсифицируется в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического, ориентированного на себя удовлетворения, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную и т.п.

Активность. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, «нормальному» распределению. После 2-й мировой войны С. Сосредоточил свои исследования на способах поведения, значение которых, по его мнению, возрастало, на формах и проявлениях любви и альтруизма, их распределении и социальном выражении. Считал, что только перевоспитанием как вождей, так и масс на путях альтруизма можно обеспечить мир.С. Известен как зачинатель эмпирических исследований социальной мобильности и социальной стратификации, как критик увлечения количественными методами в ущерб содержательному анализу. Вклад С. В науку оценивается в мировом научном сообществе как «коперниковская революция в социологии», «решительный поворот в истории социальной мысли»,.

Значения в других словарях
Сорокин Питирим Александрович

Сорокин (Sorokin) Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, ‒ 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь Л. Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 а эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930‒64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардс..

Сорокин Питирим Александрович

СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров. С 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной "иде..

Сорокин Иван Максимович

Сорокин (Иван Максимович, родился в 1833 г.) - профессор судебной медицины и токсикологии в Императорской Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Степень лекаря получил в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, степень доктора медицины получил в 1860 г. За диссертацию "О гное в гистологическом отношении". Затем совершенствовался в Вене у профессоров физиологии Брюкке и Людвига, профессоров анатомии Гиртля, Роллета, где произвел работу. "О содержании креатина и кр..

Сорокин Павел Семенович

Сорокин Павел Семенович - см. В статье Сорокин (фамилия трех художников) .. ..

Сорокино

- название г. Краснодон до 1938 г.. ..

Сорорат

(от лат. Soror - сестра), обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены.. ..

Сорокин Питирим Александрович

(29 января 1889, село Турья Яренского уезда Вологодской губернии, – 11 февраля 1968, штат Массачусетс, США). Родился в семье ремесленника, церковного реставратора. Эсер (с 1905). В 1906 в Кинешме был арестован, в 1907 освобождён. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии в Великом Устюге (1909), поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Стал секретарём социолога М.М. Ковалевского. В 1910 перешёл на юридический факультет Петербургского университета, ученик правоведа Л.И. Петражицко..

Сорокин Питирим Александрович

(1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя С. Считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве С. Рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 - с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хре-новскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Ки-нешме, где много читал (Лавров, Михайловский, ..

Дополнительный поиск Сорокин Питирим Александрович Сорокин Питирим Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сорокин Питирим Александрович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сорокин Питирим Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 29 символа