Данте Алигьери

272

Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321) - итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. Принадлежат. Грандиозная философская поэма 'Божественная комедия', фактически представляющая собою обзор всей предшествующей культурной традиции (как в проблемном, так и персональном планах). Трактат 'Пир' - первый прецедент ученой прозы на итальянском языке (volgare) и первое предренессансное произведение просветительской направленности, посвященное проблемам физики, астрономии, этики. Трактат 'О народном красноречии', написанный по-латыни и разрабатывающий поэтику и риторику романских языков (в первую очередь итальянского и провансальского).

Социально-философский трактат 'Монархия', представляющий собою политико-утопическую модель общественного устройства. Лирическое поэтико-прозаическое произведение 'Новая жизнь'. Многочисленные письма, канцоны, секстины, баллаты, эклоги и сонеты, отличающиеся изысканной строфикой. Родился во Флоренции в семье, происходящей, согласно преданию, из римского рода Элизеев, участвовавшем в основании Флоренции. Праправнук Каччагвидо, участвовашего в Крестовом походе Конрада III, внук знаменитого гвельфа Беллинчоне. Вырос при мачехе, в 18 лет лишился отца, став старшим в семье, состоящей из двух сестер и брата. Ученик Брунетто Латини, юриста, писателя и переводчика (Аристотель, Вергилий, Овидий, Цезарь, Ювенал). Был женат (по решению родителей) на дочери своего политического врага Манетто Донати, отец четырех детей.

Принадлежал к партии Белых гвельфов, начиная с 1295 активно участвует в политической жизни Флоренции, играя значительную роль в Особом народном совещании при Капитане народа (Consiglio delia Capitudino. Ноябрь 1295 - апрель 1296). Был избран одним из шести сави (ит. Savi - мудрец) района Флоренции Сан-Петро. В 1296 был членом Совета Ста (главный финансовый орган республики). В 1300 - одним из семи приоров Флоренции. После падения белой сеньории Д. Был наряду с другими лидерами Белых обвинен в baratteria, т.е. В злоупотреблении властью, и изгнан (январь 1302), в марте 1302 было вынесено дополнительное постановление относительно Д. При его попытке вернуться во Флоренцию, пусть его 'жгут огнем, пока не умрет'. Д. Является одним из организаторов 1-й муджеланской войны (в союзе с гиббелинами), позднее жил в изгнании (Верона, Болонья, Равенна и др.), продолжая участвовать в политической деятельности.

В 1313 посещает Париж с образовательными целями ('для усовершенствования знаний'). Приветствовал объединительные тенденции в политической жизни Италии и, в частности, избрание Генриха Люксембургского итальянским императором и его тезис о неразличении гиббелинов и гвельфов. Нежелавшая признать императора, Флоренция подверглась столь резкому осуждению Д. (письмо 'злодеям-флорентийцам' от 01.03.1311), что Д. И его сыновья были исключены из Флорентийской амнистии. После соответствующего декрета Д. Мог бы вернуться на родину, пройдя публичный обряд покаяния, но отказался от унизительной процедуры, предпочтя изгнание. В 1315 вновь был осужден на смерть сеньорией Флоренции вместе с сыновьями. В качестве посла правителя Равенны Гвидо де Полента в Венеции участвовал в заключении мира с республикой Сен-Марко.

Возвращаясь из Венеции, заболел малярией и умер. Похоронен в Равенне (даже после объединения Италии в 19 в. Равенна не согласилась вернуть прах Д. Во Флоренцию). В сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также - отчасти - неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского. Аксиологическая система поэтики Д. Генетически восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту (заключительная часть 'Божественной комедии') и перипатетизму ('Пир'). Политическим идеалом Д., сформировавшимся в условиях перманентной гражданской войны, было единое светское государство - гарант мира и воплощение законности, - где будут ликвидированы сепаратизм и частная собственность на землю.

Управление этим государством мыслится Д. Согласно платоновской модели. Решения монарха должны быть фундированы советами философа ('О вы, несчастные, ныне правящие. О вы, несчастнейшие, которыми управляют. Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением'). Оптимальное, с точки зрения Д., политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой - предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы. Развитие этих двух тенденций должно, по Д., привести к 'полноте времен', т.е. Всеобщему благоденствию. Отрицание Д. Так называемого 'константинового дара' (т.е. Передачи в свое время императором Константином большой территории Италии под юрисдикцию папы) вызвало острую реакцию со стороны церкви.

По свидетельству Дж. Бокаччо, кардинал Бельтрандо дель Подисетто приказал сжечь рукопись 'Монархии'. Позднее, в 1329, он же призывал подвергнуть аутодафе останки Д. Доминиканским монахом Гвидо Вериани из Римини было написано сочинение против 'Монархии', что в свою очередь, вызвало ответную реакцию со стороны Чино де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато, Марсилио Падуанского, дав новый импульс развитию идей о гармоничном государственном устройстве. 'Монархия' Д. Вызывает острые споры вплоть до сегодняшнего дня. Ее идеи подвергались толкованию с романтических (объединение Италии в этнических границах), экстремистски националистических (мировая итальянская гегемония) и утопико-коммунистических (всеобщее государство всеобщего счастья) позиций.

Семантически социальная модель Д. Открыта для трактовки с позиций идеала глобальной цивилизации с его презумпцией этнического полицентризма. Поэтическое творчество Д. Ориентировано на полисемантический символизм (см. Идеи 'Пира' о наличии первого, т.е. Исторического или буквального значения текста, служащего основой конституирования аллегорического и анагогического его значений). Вводимая Д. Система персонификаций различных качеств личности и проявлений душевной жизни ('Я говорю об Аморе так, как если бы он обладал самостоятельным бытием. Амор не является субстанцией, но качеством в субстанции'), задает в культуре вслед за соответствующей системой персонификаций позднесредневековой галантной культуры (прежде всего 'Романа о розе') вектор оформления интерсубъективною языка, посредством которого возможен предметный разговор о чувственной сфере.

Центральным смыслообразом поэтики Д. Является фигура Беатриче (итал. Beatrice - дарующая блаженство. В 'Новой жизни' прохожие с первого взгляда усматривали ее божественную красоту и достоинство. 'не зная, как ее зовут, - именовали Беатриче'), чей реальный прообраз - дочь Фалько Портинари и жена банкира Симоне де'Барди, троюродная сестра мачехи Бокаччо. Семантика образа Беатриче восходит к семантике Донны в dolce stil nuovo и в куртуазной лирике. Поэтика Д. Конституирует образ Беатриче как воплощение абсолютной красоты и женственности, которые есть основа красоты, светящейся в других женских ликах (идея прекрасно передана иллюстрациями Эрнста Неизвестного к 'Новой жизни'). Фактически красота Беатриче мыслится Д.

В качестве красоты как таковой в субстанциальном ее выражении ('в ее красе предел природных сил'), - такая красота способна обновить природу тех, кто ею любуется, 'ибо она чудесна' (отсюда - 'Новая жизнь'), и причастность к ней означает моральное совершенствование и духовный взлет. 'Прекрасна власть Амора, ибо от всего низкого обращает она намерения верного'. Потому, характеризуя красоту Беатриче, Д. Интерпретирует ее в куртуазной парадигме как импульс к божественному восхождению, аксиологически эквивалентному откровению. 'Пусть воздадут Творцу благодаренье // Все, сопричастные ее путям'. Это отражено и в цветовой символике поэтики Д. Во время первой встречи Беатриче, девятилетняя девочка, одета в пурпурно-красное - цвет грядущей страсти.

Во время второй встречи Беатриче в расцвете своей женской красоты, в ослепительно белых одеждах - символе невинности и чистоты ('Новая жизнь'). Во время третьей, финальной встречи Беатриче, царица мира, предстает перед Д. В сияющем огненном одеянии ('Божественная комедия'), что в рамках восходящей к неоплатоникам световой символики христианства означает мудрость, славу Божью и совершенство. Семантика любви в этом контексте конституируется как семантика очищения и восхождения к Абсолюту (см. Программную для Д. Канцону 'Мое три дамы сердце окружили...', где персонифицированные верховные добродетели - Справедливость, Правда и Законность, - гонимые и отверженные всеми, находят единственного друга в лице Амора).

Значительным символом выступает у Д. И персонификация 'сострадательной дамы', которая является 'достойнейшей дочерью Повелителя Вселенной, которую Пифагор именовал Философией'. Именно 'Мадонна Философия' выступает у Д. Вдохновительницей его духовных и интеллектуальных исканий, и в этом смысле образы 'Мадонны Беатриче' и 'Мадонны Философии' оказываются семантически эквивалентными. 'За сферою предельного движенья // Мой вздох летит в сияющий чертог. // И в сердце скорбь любви лелеет Бог // Для нового Вселенной разуменья'. Поэзия Д. Сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C.

Соловьева). Исследование творчества Д. Оформилось в настоящее время в специальную отрасль медиевистики - дантологию, изучению и популяризации его наследия посвящена деятельность специальных институтов и фондов (Итальянское Дантовское общество, например)..

Значения в других словарях
Данте Алигьери

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция, ≈ 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д., испытавший влияние прованс. Трубадуров, сицилийских поэтов и школы «дольче стиль нуово». ..

Данте Алигьери

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576). Философские и политические трактаты ("Пир", не закончен. "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 п..

Данте Алигьери

(1265-1821) — величайший древнеитальянский поэт, единственный из средневековых, которого мы не изучаем только, но и продолжаем читать, чьи образы и терцины живут в памяти каждого, запечатленные его личным чеканом. Мы и знаем его главным образом как поэта. Новейшая критика разрушила почти все, что долгое время ходило под именем его внешней, фактической биографии. Из своих предков он поминает лишь одного, Каччьягвиду. Об его отце и матери ничего не известно, как неизвестны обстоятельства его ранне..

Данте Алигьери

(Dante Alighieri)ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, увенчанный лавровым венком, на портрете работы Луки Синьорелли (ок. 1441-1523).(1265-1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности..

Данте Алигьери

(1265—1321 гг.) поэт и мыслитель, создатель итальянского литературного языка Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца.Не действуй против божества влюбленных:Какое бы ты средство не привлек,Ты проиграешь битву, будь уверен.Обман и сила — вот орудие злых.Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени.Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно...

Данте Алигьери

(1265- 1321 гг.) - итальянский поэт, провозвестник Возрождения. Активный участник политической жизни Флоренции. Принадлежал к радикальному крылу пополанской партии белых гвельфов. Дважды приговаривался к смертной казни. В 1302 г., вторично - в 1315 г. (этот приговор отменён в 1966 г.). В философском трактате Пир вопреки феодально-сословной морали утверждает самоценность человеческой личности. Автор поэмы Божественная комедия, своеобразной энциклопедии средневековья, лирических стихов (сонеты, во..

Данте Алигьери

(1265-1321) великий ит. Поэт и мыслитель. Родился во Флоренции, происходил из старинного небогатого дворянского рода. Активный участник полит, жизни Флоренции. В 1302 г. Д. Был изгнан из города полит, противниками и до конца своих дней вынужден был скитаться по Италии, страстно мечтая вернуться на родину. Д. Был горячим поборником объединения и социального обновления Италии. Поэтому появление в Италии герм, императора Генриха VII в 1310 г. , якобы для наведения порядка, оживило его надежды на во..

Гумбольдт

(Humboldt) Вильгельм фон (1767- 1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. Органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного ..

Гуссерль

(Husserl) Эдмунд (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 в. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые противопоставляли философию науке и рациональному мышлению в принципе (иррационализм, философия жизни, мистицизм), Г. Выступал с идеей 'философии как строгой науки'. Создаваемая им феноменология была призвана воплотить в жизнь этот принцип строгой научности,..

Дао

(кит. - Бог, слово, логос, путь) - понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что. Не имея ни имени, ни формы. Будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века. Являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения - неопределяемым, но совершенным. Находясь в состоянии покоя и неизбывного движения. Выступая первопричиной всех изменений, - является 'матерью всех вещей', 'корнем всего'. Д. - ('всеединое' по Лао-цзы) - зависит лишь от себя самого. 'человек зависит от..

Даосизм

Учение о дао или 'пути вещей'. Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку 'сохранить в целостности свою природу'. Лишь на этой основе представляется возможным п..

Данте Алигьери

(1265-1321), итал. Поэт, мыслитель и политич. Деятель, представитель "христианского Возрождения", предшествовавшего Ренессансу. Род. Во Флоренции, образование получил, вероятно, в школе правоведения в Болонье. Занимал административные должности в родном городе, участвовал в военных кампаниях. Из-за поражения партии, к к-рой принадлежал, Д. Вынужден был навсегда покинуть Флоренцию (1302). После этого жил в ряде итал. Городов и, по нек-рым данным, в Париже. Скончался в изгнании, в Равенне. Поэт им..

Дополнительный поиск Данте Алигьери Данте Алигьери

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Данте Алигьери" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данте Алигьери, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа