Александр I Романов
Российский император (с 1801), старший сын имп. Павла I. Род. 12.12.1777, С.-Петербург, ум. 19.11.1825, Таганрог.В детстве и юности на А. Большое влияние оказал его воспитатель, швейцарец Ф.С. Лагарп, приверженец просветительских, либерально-гуманистических идеалов. А. Рос в обстановке веротерпимости. Убийство Павла I, пассивным соучастником которого стал А., оставило в его душе неизгладимый след.Став императором, А. Писал Папе Пию VII о своем намерении соблюдать интересы своих катол. Подданных. А. Отказался от принятого Павлом I звания великого магистра Мальтийского ордена, оставив себе лишь титул его покровителя. В первые полтора десятилетия своего царствования А. Оказывал покровительство иезуитам в России. В Петербурге и Одессе были открыты иез.
Пансионы, Полоцкая академия получила статус адм. И учебного центра Ордена иезуитов. В общем курсе преобразований начала царствования А. Было также проведено реформирование адм. Управления Католической Церкви в России. А. Пересмотрел соответствующие указы Екатерины II (1795) и Павла I (1798). Указом А. От 13.11.1801 была создана Римско-католическая духовная коллегия. 29.08.1810 пр-вом А. Было учреждено Главное управление духовными делами иностранных исповеданий (в ведение которого входили и католики), в 1817 вошедшее в структуру Министерства духовных дел и народного просвещения. Возглавил министерство кн. А.Н. Голицын (1773–1844), наиболее видный выразитель и проводник рел. Политики «мистического десятилетия» (1812–22). В этот период особое распространение получила деятельность рус.
Масонства, а также различных рел. Сект и обществ. Самым ярким проявлением рел. Политики А. Была деятельность Библейского общества (1812–26), цель которого состояла в переводе Св. Писания на языки народов Рос. Империи. Несмотря на гос. Поддержку, работа Библейского об-ва из-за присутствовавшего в его идейной направленности конфессионального синкретизма и влияния масонства столкнулась с критич. Оппозицией со стороны ряда обществ. Деятелей, а также представителей правосл. И катол. Духовенства (преимущественно иезуитов). Вместе с тем, наряду с шестью правосл. Архиереями, в число вице-директоров Библейского об-ва входил также митр. С. Сестренцевич-Богуш.В целом А. Проводил политику, направленную на ограничение влияния Св. Престола в делах Католической Церкви в России.
Миссия папского нунция Т. Ареццо в С.-Петербурге (1803–04) была прервана в результате мелкой полит. Интриги, а ответная рос. Миссия в Рим так и не была отправлена. Указом А. От 22.08.1804 было объявлено о разрыве дип. Отношений России со Св. Престолом. Эти отношения были возобновлены только в 1814.Поворотным моментом в дух. Жизни А. Стала Отечественная война 1812, которую имп. Воспринял как наказание за свои грехи. С 1812 А. Стал систематически читать Библию, в списке мистической лит-ры, составленном им в том же году для своей сестры Екатерины Павловны, фигурировал ряд соч. Катол. Авторов. Фомы Кемпийского, Франциска Сальского, Терезы Авильской, Фенелона, г-жи де Гийон. В то же время А. Проявлял ярко выраженную склонность к протест.
Мистике, к нем. Пиетизму (в 1814 состоялась встреча А. С нем. Мистиком-пиетистом И.Г. Юнг-Штиллингом). Заключение в 1815 Священного союза между австр. Императором-католиком, прусским королем-протестантом и рус. Императором-православным мыслилось как своеобразное братское единение трех христ. Конфессий. Вместе с тем, Папа Пий VII отказался присоединиться к Свящ. Союзу, хотя и считал, что обязан А. Своим освобождением из плена и возвращением всех принадлежавших Риму областей.Склонный к постоянным дух. Поискам, А. В последний период жизни испытывал определенное влечение к католичеству. Это определялось, с одной стороны, ориентацией А. На религиозно-полит. Доктрину европ. Легитимизма, гл. Апологетами которой выступали такие катол. Мыслители, как Ж.
Де Местр, Ф.-Р. Шатобриан, Л.Г. Бональд и др. С другой стороны, две сильные личные привязанности также могли внушить А. Сочувствие к католичеству. Дружба с польск. Кн. Адамом Чарторыйским и любовь к дочери польск. Помещика М.А. Нарышкиной (урожденной княжне Святополк-Четвертинской).В толерантной атмосфере александровского царствования произошло зарождение в дворянской интеллектуальной среде феномена рус. Католичества как определенного направления в отечественной религиозно-обществ. Мысли. Это направление, возникшее в России не в последнюю очередь под влиянием франц. Католиков-эмигрантов, дало затем ряд активных представителей рус. Католичества, открыто развернувших свою деятельность уже в эмиграции (З.А. Волконская, С.П. Свечина, свящ.
И. Гагарин и др.). Однако получившие широкую огласку обращения в католичество среди представителей рус. Знати заставили А. Предпринять санкции в отношении иезуитов. Указом от 20.12.1815 они были высланы из Петербурга с запрещением проживания в обеих столицах, а указом от 25.03.1820 деятельность ордена была запрещена во всей империи.В 1822 во время Веронского конгресса (принявшего полит. Программу Свящ. Союза) А. Хотел посетить Рим, но императрица-мать убедила его не делать этого. Сохранились различные ист. Свидетельства, критически рассмотренные П. Пирлингом в книге Не умер ли католиком Александр I…, согласно которым в нояб. 1825 А. Отправил в Рим своего главного адъютанта, католика графа А. Мишо де Боретура, сообщившего Папе Льву XII о намерении рос.
Императора перейти в католичество и привести к единству с Римом всех своих подданных. Но вскоре пришла весть о смерти А. Эта история была позднее изложена графом Мишо де Боретуром в послании имп. Николаю I и подтверждена более поздними свидетельствами дочери Ж. Де Местра Констанции и графа де л’Эскаренна, а также некоторыми высокопоставленными лицами из окружения Папы Льва XII.Лит-ра. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876–77. 2 т. Бильбасов В.А. Иноземное предание об Александре I // Русская старина 4 (1901), 33–41. Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. СПб., 1904–05. 4 т. Николай Михайлович, вел. Кн. Император Александр I. Опыт исторического исследования. СПб., 1912. 2 т. Пирлинг П.О. Не умер ли католиком Александр I.
Историческая загадка. М., 1914. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. Петроград, 1916 (переизд. СПб., 2000). Амара-Пуанье М. Посол Его Святейшества. СПб., 1996. Гордин Я.А. Мистики и охранители. СПб., 1999. Gagarin J. Les archives russes et la conversion d’Alexandre, empereur de la Russie. Lyon, 1877. Boudou A. Le Saint-SiПge et la Russie. P., 1925, vol. 1. Olszamowska-Skowrofska S. La Correspondance des papes et des empereurs de Russie, 1814–1878. R., 1970. Ley F. Alexandre I et sa Sainte-Alliance. P., 1975..
Дополнительный поиск Александр I Романов
На нашем сайте Вы найдете значение "Александр I Романов" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александр I Романов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 19 символа