Кавказ
(греч. Καύκασος, лат. Caucasus) — регион, расположенный между Чёрным, Азовским и Каспийским морями и простирающийся от Кумо-Манычской впадины (на севере) до границы Грузии и Армении — с Турцией и Армении и Азербайджана — с Ираном (на юге). В наст. Статье преимущественно рассмотрена история являющегося частью России Сев. К., в состав которого входят Краснодарский и Ставропольский край, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Сев. Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. История христианства в др. Частях К. Рассмотрена в статьях, посвященных соответствующим государствам.По преданию, христианство появилось в причерноморских греч. Колониях К. В I в. Н.э. Благодаря деятельности апп. Андрея Первозванного и Симона Кананита.При имп.
Юстиниане I Византия подчинила Абхазию и все черноморское побережье К., что привело к дальнейшему укреплению христианства. Юстиниан I обратил внимание на горские народы К. К ним были присланы греч. Священники и епископы и на территории Сев. К. Образованы 4 епархии. Фанагория, Метраха, Зихополис, Никопсис.Помимо Византии христианизация Сев. К. Проводилась также Грузией. При груз. Царе Адарнасе I (613–639) аланские и черкесские христиане в церк. Отношении подчинялись Мцхетскому католикосу, но этот период не был продолжительным, и вскоре кавказские христиане вновь перешли под юрисдикцию Константиноп. Патриархата.В XIII в. Катол. Миссию на Сев. К. Возглавили генуэзцы (лГенуя), впервые появившиеся на Чёрном море в 1169. Согласно Никейскому договору (13.03.1261) между Генуей и Византией, имп.
Михаил VIII Палеолог предоставил Генуе права торговли на берегах Чёрного моря, а в 1265, опасаясь роста ее влияния, предоставил такие же права и Венеции. Если венецианцы осваивали преимущественно юж. Берег Чёрного моря, то генуэзцы — северный и восточный. Активное освоение черноморского побережья К. Относится к 1-й пол. XIV в. В 1330–40 была основана главная в стратегическом отношении генуэзская колония на Сев. К. — Матрега (совр. Станица Таманская), второй по значимости колонией-крепостью стала Копа (совр. Славянск на Кубани). В качестве фактории Копа упоминается в генуэзских документах с XIII в., а с сер. XIV в. Она приобрела статус крупного торгового города.Из др. Колоний Генуи на Сев. К. Наиболее значительными были Мапа (совр.
Анапа) и Бата (совр. Новороссийск). В Мапе, осн. Генуэзцами на месте древнегреч. Колонии Синдика, ввиду мелководья причаливали лишь малые суда и торговля была незначительной. Но важное стратегическое положение Мапы побуждало генуэзцев всячески поддерживать это поселение, и к нач. XV в. Здесь уже была крепость. Всего в течение XV в. На вост. Побережье Азовского и Чёрного морей, от Таны (совр. Азов) до Севастополиса (совр. Сухуми) возникло 39 генуэзских факторий, в т.ч. Мауролоко (совр. Геленджик), Балзимаки (совр. Ейск). Были среди них и крупные поселения, но большинство представляли собой небольшие каботажные стоянки.Кроме рыбы генуэзцы вывозили с Сев. К. Зерно и разрабатывали в горах К. Серебряную руду. Они импортировали на К. Соль, рис, мыло, ладан, горчицу, пряности, хлопок, сукно, ковры.
Особыми статьями генуэзского импорта были товары, пользовавшиеся повышенным спросом у горцев, в первую очередь оружие (сабель и кинжалов с генуэзской символикой было завезено настолько много, что с ними горцы воевали даже в Кавказскую войну XIX в.).Заинтересованностью горских народов во взаимной торговле можно объяснить отсутствие сколько-нибудь значительных конфликтов между сторонами за два столетия активного пребывания генуэзцев на Сев. К.В наст. Время сохранились остатки т.н. Генуэзской дороги, в некоторых местах высеченной между скалами. Она берет начало от Анапы и через совр. Поселок Холмский, станицы Саратовскую и Ханскую Краснодарского края уходит в Карачаево-Черкесию, на реки Кяфар и Большой Зеленчук.
Далее через селение Маруха на одноименной реке следует на Теберду, затем к Кубани и уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается. Одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря. На этом направлении известны по крайней мере 3 колонии генуэзцев. Рим-гора, у нынешнего поселка Учкекен близ границы Карачаево-Черкесии со Ставропольским краем (на вершине горы располагалась генуэзская крепость), а в пределах Ставропольского края — колония Кислый Колодец (на месте нынешнего Кисловодска) и пос. Маджары при впадении р. Подкумка в Куму.В XIV–XV вв. На К. Катол. Миссионерами, как правило, были францисканцы и доминиканцы.
Особый импульс развитию миссий дало образованное Папой Иннокентием IV в 1252 Общество странствующих ради Христа братьев (Societas peregrinantium pro Christo).Юж. К. Входил в область миссион. Деятельности Ордена доминиканцев, имевшего митрополию в Солтании, суффраганатами которой были еп-ва Телефиции (совр. Тбилиси) и Наксивана (совр. Нахичевань). В 1329 еп. Телефицийским стал Джованни из Флоренции. На Сев. К. Миссион. Деятельность вели в основном францисканцы, они же осуществляли пастырскую работу в некоторых областях Закавказья.На Сев. К. И Черноморском побережье К. В юрисдикции францисканцев находились архиеп-во Матрега, еп-ва Каспийских гор, или Кумук (совр. Кумух), Майерия (совр. Георгиевск), Тиропезонда (совр. Пицунда), Сиба, Мапа, Лукучензе (на Кубани, возможно, Копа) и Севастополис.В «стране кайтагов» (совр.
Дагестан) ок. 1363 было образовано еп-во Каспийских гор (вскоре ставшее архиеп-вом). Первым епископом стал Лаврентий. Все его преемники были францисканцами. Иаков (с 1389), Мартин Русский, Бернард из Каффы (назначен 27.11.1396), Иоанн Гибилет из Каффы (назначен 31.07.1399), Амвросий Сципион из Каффы (назначен 24.10.1421), Корнелий (с 1433).Из архиеп-ва Каспийских гор выделились еп-ва Тюмен, Дургали и Мишлак. Папа Бонифаций IX в послании от 8.10.1392 говорил о 10 тыс. Католиков в «стране кайтагов».Первым епископом Севастополиса, назначенным в 1329, был франциск. Монах Пётр Геральд. Первым епископом Майерии был Николай (год его назначения и смерти неизвестен). Его преемником стал назначенный 21.07.1363 Папой Урбаном V францисканец Иоанн Спекули.
Примерно 3 года спустя после кончины Иоанна 8.06.1366 на кафедру был назначен Николай из Нюмбурга, ставший последним епископом Майерии.Францисканцы создали структуру Католической Церкви на Сев. К. И были ординариями в образованных епархиях, а также сформировали структуру Ордена францисканцев на Сев. К., включавшую 2 викариата. Аквилонарийский (северный) и Восточный. Аквилонарийский викариат состоял из кустодии Газария, в которую входила терр. Крыма, и кустодии Сарай, включавшей в себя Поволжье, Приазовье, Сев. К., а также кавказское побережье Каспийского и Чёрного морей. Точная дата основания Аквилонарийского викариата неизвестна. Вероятно, он был основан в то время, когда ген. Настоятелем францисканцев был Бонавентура (1263–74).
Первый документ, подтверждающий существование викариата — письмо главы Газарийской кустодии Владислава, написанное в Каффе 10.04.1278, в котором он сообщает о 5 монастырях викариата. Позже ген. Настоятель францисканцев Бонаграция (1279–83) «направил много братьев в. Аквилонарию». Известны имена некоторых ген. Викариев Аквилонарийского викариата. Конрад Пиганский (ок. 1300), Франциск Подийский (до 1371), Армандий Франкийский (после 1371), Валентин Тревизский (ок. 1460). К нач. XV в. Викариат включал ок. 20 монастырей.В состав кустодии Сарай входили монастыри Приазовья, Сев. К., Закавказья и Поволжья, расположенные в городах Сарай, Тана, Темрюк, Матрега, Кумук, Тарку, Майерия, Хаджитархан (совр. Астрахань), Органе (совр. Гурьев), Санкт-Иоаннес (в Поволжье), Велер (севернее Сарая), Аксарай (совр.
Царёв), Угет (севернее Симбирска), Пизанит (на сев. Побережье Азовского моря), Мамучи (совр. Шемаха, ок. Баку), Сальяны (юго-восточнее Баку) и 2 монастыря на границе с Грузией (точное местонахождение не установлено).Вост. Викариат охватывал терр. Армении, Грузии и совр. Турции. В состав викариата входили 3 кустодии. В Константинополе, Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) и Тебризе (в юрисдикции которой в т.ч. Был монастырь в Телефиции).Роковой удар по христианству на К. Нанесло нашествие Тимура в 1395–96, которое надолго оторвало К. От Европы. Особо тяжелый урон понесло архиеп-во Каспийских гор. Завоеватели опустошали поля и сады, сжигали города и церкви, христиан убивали или брали в плен, обращая в рабов. Папа Бонифаций IX обратился с призывом к европ.
Монархам оказать помощь в организации крестового похода для спасения погибающего К. Он одобрил план создания флота на Каспийском море, который был разработан уроженцем Дагестана францисканцем Антонием Солпаном, но этот план не был реализован. Папа Мартин V буллой от 24.10.1421 назначил францисканца Амвросия Сципиона епископом Каспийских гор и, всем сердцем скорбя о тяжелой участи христиан на К., предоставил всем верным Католической Церкви, окруженным там различными врагами, полную индульгенцию в час их смерти.Одно из последних свидетельств о структурах Католической Церкви на К. Содержится в булле Папы Евгения IV еп. Корнелию, дающей ему разрешение взять с собой на К. 20 миссионеров-францисканцев. Сохранилось также сообщение о прибытии в Дагестан в 1486 доминиканца Винченцо.В 1451 турки захватили Абхазию, тем самым положив начало распространению ислама на всей терр.
К. Упорное сопротивление завоевателям оказали христиане из числа кабардинцев и, особенно, черкесы. В течение лета и осени 1475 турки и крымские татары захватили все гл. Генуэзские колонии черноморского побережья К. Однако сопротивление христиан продолжалось. Турки и крымские татары совершали карательные экспедиции на К., разоряли непокорные аулы, убивали шогенов (христ. Священников), уничтожали храмы.С основанием Конгрегации по распространению веры миссия Католической Церкви на К. Была продолжена стараниями отд. Проповедников, однако по объективным причинам она не принесла значительных плодов. В 1808–25 в Моздоке работали иезуиты, построившие в 1810–11 катол. Храм в неороманском стиле, а также открывшие приходскую школу и больницу.
В царствование имп. Александра I началось постепенное присоединение терр. К. К Российской империи, завершившееся в 1864 с окончанием Кавказской войны. После Крымской войны 1853–56 на Сев. К. Начали переселяться нем. Колонисты из Поволжья. В основном они были протестантами (баптистами, штундистами, меннонитами), лишь 3 нем. Колонии были католическими. Семёновка, Рождественская и Новониколаевская. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. Катол. Приходы на Сев. К. Преимущественно входили в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. К 1917 Пятигорский деканат насчитывал 23 131 чел. И состоял из приходов Пятигорска (1738 чел.), Владикавказа (1551 чел.), Грозного (580 чел.), Моздока (258 чел.), Темир-Хан-Шуры, совр. Буйнакск (360 чел.), Новороссийска (3580 чел.), Екатеринодара, совр.
Краснодар (2500 чел.), Армавира (156 чел.), Ставрополя (1800 чел.), Рождественского (2638 чел.) и Семёновки (2750 чел.).В годы коммунистического правления (1918–91) христиане К., как и верующие иных религий, подвергались систематическим гонениям. Возрождение Католической Церкви на Сев. К. Началось в 1990-х. Были отреставрированы и открыты храмы в Анапе, Сочи, Владикавказе, Грозном (разрушен в годы Чеченской войны), Нальчике, Махачкале и др. Городах и населенных пунктах.Армяно-католики.
Дополнительный поиск Кавказ
На нашем сайте Вы найдете значение "Кавказ" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кавказ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа