Казуистика

196

(от лат. Casus — случай) — часть нравственного богословия, применяющая общие богосл. Принципы к частным случаям и разрешающая возникающие при этом проблемы. В широком значении — метод рассмотрения отд. Случаев в их связи с общими принципами.Задача К. В богосл. Сфере состоит в том, чтобы помочь человеку найти ответ на нравственный вопрос, указав, почему конкретное решение является обязательным или, по крайней мере, наилучшим из возможных в данной ситуации. Выделяют 2 осн. Функции совр. К. Прецедентную и практическую. Прецедентная К. Занимается иллюстрированием абстрактных принципов нравственного богословия конкретными примерами. Сборники подобных примеров используются при обучении будущих священников. В задачи практической К.

Входит изучение нравственных проблем частной жизни, результаты которого суммируются в трактатах по нравственному богословию. Поскольку практическая К. Является нормативной дисциплиной, она призвана не только прояснять христ. Принципы в теории, но и применять их к реальной жизни, пытаться воплощать христ. Идеал в личной, семейной и социальной сферах человеч. Деятельности.В ранней Церкви К. Развивалась прежде всего в трудах Оригена, Климента Александрийского и Августина. Осн. Обсуждаемые вопросы касались допустимости для христиан воен. Службы у рим. Императоров-язычников, поведения во время гонений на христиан и т.д. В этот период элементы К. Встречаются также в постановлениях некоторых соборов (Карфагенского собора 251, Арелатского собора 314 и др.).С VI по XII в.

Развитие К. Было тесно связано с практикой индивидуальной исповеди. В помощь духовникам создавались т.н. Пенитенциалы — перечни грехов и наказаний за них. После IV Латеранского собора (1215), на котором ежегодная исповедь и причастие были признаны обязательными, изучение вопросов, связанных с К., значительно активизировалось. Начиная с Фомы Аквинского и Бонавентуры члены монаш. Орденов доминиканцев и францисканцев уделяли большое внимание разработке теор. Аспектов К. В рамках общих курсов права и богословия. В сер. XIII в. Исп. Доминиканец Раймунд Пеньяфортский написал Summa de casibus poenitentialibus (Сумма о случаях покаяния) — казуистическое руководство для духовников. Сумма. Разделена на 4 части и включает систематизированные фрагменты из соч.

Предыдущих авторов, разрабатывавших темы грехов и исповеди. Вслед за Раймундом Пеньяфортским подобные руководства стали писать мн. Др. Авторы, и уже к кон. XIII в. Они практически полностью вытеснили пенитенциалы.Период с нач. XVI в. До сер. XVII в. Стал временем расцвета К. Поскольку на Тридентском соборе были приняты новые правила исповеди, для всех лиц, обучавшихся в семинариях, был введен обязательный курс вопросов совести (casus conscientiae), учебником по которому стало соч. Institutiones theologiae moralis (Основы нравственного богословия), представляющее собой расширенный и дополненный теор. Рассуждениями вариант более раннего трактата Summa confessorum (Сумма для исповедников). В сер. XVII в. В трактовке К. Определились две противоположные позиции.

Механистическая и теоретическая. В первом случае К. Понималась как сугубо прикладная дисциплина, задача которой заключается в составлении перечня человеч. Грехов и вопросов совести. При этом терялось нравственное содержание К. Теор. Понимание К. Вело к тому, что она превращалась в своеобразную гимнастику для ума. Казуисты изобретали все более и более невероятные ситуации и искали пути их решения. Большое значение приобрели споры о том, является ли соответствующий грех смертным (mortale) или простительным (veniale). В процессе обобщения и систематизации имеющихся вопросов совести обнаружилось крайнее разнообразие мнений, высказанных в разное время, и потому особое значение приобрела классификация этих мнений. Различались мнения бесспорные, более и менее безопасные, правдоподобные, более и менее правдоподобные, лаксистские (лаксизм) и т.п.

Это породило неск. Осн. Теорий, развивавшихся в общем русле К. И трактовавших, какого мнения следует придерживаться в той или иной ситуации. Среди этих теорий выделяют тутиоризм, пробабилиоризм, эквипробабилизм и пробабилизм. Сторонники тутиоризма (от лат. Tutior — более безопасный) утверждали, что при наличии более безопасного мнения (opinio tutior) нужно следовать именно ему, хотя менее безопасное мнение и было бы более правдоподобным. Пробабилиоризм (от лат. Probabilior — более правдоподобный) предполагал, что более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее правдоподобно, а менее безопасному — только тогда, когда оно более вероятно, чем предыдущее. Эквипробабилизм (от ср.-век. Лат. Aequiprobabilis — равновероятный) предписывал, что менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным.

Пробабилизм (от лат. Probabilis — вероятный, правдоподобный) предусматривал следование менее безопасному мнению и тогда, когда оно менее вероятно. Излишняя теоретичность К., не отвечавшая нуждам рядовых христиан, вызвала резкую критику в ее адрес со стороны мн. Просвещенных людей того времени, в т.ч. Б. Паскаля.Разрыв между реальностью и теорией в целом сохранялся в К. До 1-й пол. XX в. Исключением были труды и деятельность Альфонса Марии де Лигуори, сочетавшего теорию нравственного богословия с его практикой. В XIX в. К. По-прежнему составляла часть нравственного богословия, входившего в программу семинарий. В связи с реформой семинарского образования, предпринятой на II Ватиканском соборе (ср. Декрет о подготовке к священству Optatam totius), К.

Утратила свою актуальность и более не входит в учебные программы катол. Учебных центров.Лит-ра. Суворов Н. Казуистика и пробабилизм // Юридический вестник 3 (11) (1889), 466–492. Dollinger I. Von, Reusch H. Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rЪmisch-katholischen Kirche seit dem sechszehnten Jahrhundert mit BeitrКgen zur Geschichte und Charakteristik des Jesuiten-Ordens. NЪrdlingen, 1889. 2 Bd. Dublanchy E. Cas de conscience et casuistique // DThC 2, 1815–20, 1860–77. Tarocchi I. // EC 3, 981–983. Hamel E. Valeur et limites de la casuistique // Sciences ecclОsiastiques 11 (1959), 147–173. Idem. // NCE 3, 195–197..

Значения в других словарях
Казуистика

КАЗУИСТИКА - рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. Д.). В теологии (особенно в католицизме) - учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений). Крючкотворство.. ..

Казуистика

КАЗУИСТИКА, рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т.д.). В теологии (особенно в католицизме) - учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положениях). Крючкотворство.. ..

Казуистика

Теория искусства применять к отдельным случаям (казусам) общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к отдельным жизненным явлениям. Большинство этих явлений сложно и находится под воздействием целого ряда факторов, среди которых религиозные, нравственные или юридические принципы стоят рядом с другими — бытовыми, социальными и т. П. — или переплетаются между собою. Чтобы дать оценку, с той или иной..

Казуистика

-и, ж.. ..

Казуистика

(нов.-лат., от лат. Casus - случай, бытие). 1) часть нравственной теологии, рассматривающая и решающая сомнительные вопросы, превратившиеся в руках иезуитов в целую тонко разработанную систему изворотливых правил, с помощью которых можно оправдать все, что угодно. 2) применение к отдельным случаям (казусам) общих религиозных, нравственных и юридических принципов, бесспорных по существу, но не легко применяемым к отдельным жизненным явлениям. 3) вообще изворотливые хитросплетения в споре. 4) в ме..

Казуистика

Крючкотворство, софистика. ..

Казуистика

Рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. Д.). В теологии (особенно в католицизме) - учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений). Крючкотворство.. ..

Казуистика

Ж.1) Подведение частных случаев под общие догматические положения (в средневековой схоластике и в богословии).2) Применение одной статьи закона к различным юридическим случаям (в юриспруденции).3) перен. Изворотливость в споре, доказательстве, защите сомнительных или ложных положений.. ..

Казуистика

КАЗУИ́СТИКА -и. Ж. [от лат. Casus - случай]. ..

Казуистика

-и, ж. (книжн.). 1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия. 2. Перен. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений (неодобр.). II прил. Казуистический, -ая, -ое.. ..

Казуистика

Казуистики, мн. Нет, ж. (от латин. Casus - случай). 1. Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции. 2. Перен. Изворотливость (б. Ч. Недобросовестная) в доказательствах ложных или сомнительных положений. Не верю я, всё это одна казуистика. 3. Совокупность клинических наблюдений над историей одной и той же болезни у нескольких пациентов (мед.).. ..

Казуистика

Рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.. ..

Казуистика

- рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.. ..

Казуистика

- в праве рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться по нормам права.. ..

Казуистика

(англ. Casuistry) - учение средневековых схоластов о примирении со своей совестью при столкновении разных норм и обязанностей (своего рода рациональный способ разрешения внутренних конфликтов). Позднее это учение нашло яркое развитие и практическое применение у иезуитов, оправдывавших безнравственные и преступные деяния, напр, на основе принципа "цель оправдывает средства". (см. Интенциона-лизм). В переносном смысле - изворотливость в доказательстве сомнительных положений. Крючкотворств..

Казуистика

(см. Казуальность) — часть науки о морали, которая устанавливает поведение в определенных условиях и событиях. В переносном смысле — ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений). Крючкотворство.. ..

Казуистика

— изворотливость в споре, в доказательстве сомнительных положений, ловкое толкование чего-либо.. ..

Казуистика

1) В средневековом схоластическом богословии - применение к частным случаям (казусам) общих догматических положений. 2) Рассмотрение отдельных судебных дел (юридических казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права. 3) (Перен.) ловкость, изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных положений в споре. Крючкотворство.. ..

Казуистика

(от лат. Casus [conscientiae] – известные случаи) – часть науки о морали, которая определяет поведение («казусов совести», «меры греха») в определенных условиях и событиях. Разработана стоиками, талмудистами, схоластами и иезуитами. В юриспруденции – отыскание закона, позволяющего рассматривать отдельный случай в соответствии с его спецификой.. ..

Казимир III Великий

(Kazimierz Wielki) — польский король из династии Пястов. Род. 3.04.1310, вероятно, в Кракове, ум. 5.11.1370, Краков.Отцом К. Был кн. Владислав I Локетек, ставший королем в 1320 и объединивший значительную часть польск. Земель. С раннего возраста он привлекал К. К гос. Делам. В 1331 К. Получил в управление Вел. Польшу, Куявию и Серадзскую землю. В 1329 и 1332 участвовал в войне против Тевтонского ордена. После смерти отца К. Был коронован 25.04.1333 в Кракове.В начале правления К. Его власть расп..

Казони, Филиппо

Его Высокопреосвященство кардинал Филиппо Казони (итал. Filippo Casoni), (6 марта 1733, Генуя, Генуэзская республика — 9 октября 1811, Рим, Папская область). Итальянский куриальный кардинал. Государственный секретарь Ватикана (1806—1808).. ..

Казула

(лат. Casula - "плащ") — элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. В православии аналогичен фелони.Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.Существуют два покроя казулы. Романский и готический.Романский покрой предусматривает использование жесткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и ш..

Каин

(древнеевр. Qayin, греч. Κάϊν, Καϊν, лат. Cain) — первый сын Адама и Евы, брат Авеля.Согласно Книге Бытия (Быт 4, 1), К. Был земледельцем, чью жертву Бог отверг, приняв при этом жертву его брата, пастуха Авеля. Разгневавшись, К. Убил Авеля, а на вопрос Бога. «Где Авель, брат твой?» — отвечал. «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» (Быт 4, 9). Бог покарал К. Изгнанием. Библ. История о К. И Авеле имеет общие черты с некоторыми месопотамскими мифическими сюжетами о соперничестве пастуха и земледель..

Дополнительный поиск Казуистика Казуистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Казуистика" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казуистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа